Проповедь о. Димитрия Михайлюка в храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 17 мая 2020 года
Избранные цитаты
Она слышит обличение, пусть доброе и с любовью, но совершенно ясное. В этот момент самарянка задумывается о чем-то большем, чем просто вода.
Главный вопрос, который беспокоил огромное количество людей и нашу женщину – самарянку: как правильно поклоняться Богу и служить Ему.
Не задается вопрос: стоит ли служить? Или: есть ли Бог? Таких вопросов для тогдашних людей не существовало.
Мы с вами зачастую находимся на уровне ниже язычников того времени.
Как правило, ответ человек дает, руководствуясь полным нежеланием разбираться. Буду жить, как живу, а вот попаду на тот свет и все узнаю.
Здесь мы будем жить как животные, забывая о Боге, но Он нас не забудет и, несмотря на наше свинство, обязан взять нас к Себе в Царство Божие.
Нет ничего плохого в том, чтобы попросить у Бога помощи, но если это единственное, с чем мы пришли в храм, то горе нам. В таком случае мы опять хуже язычников.
На чем основана такая служба? На нашей с вами благодарности за ту любовь, которую Бог нам дает, за то, что создал нас и дал нам жизнь, за то, что каждый день и час мы получаем Его богатые дары.
Зная это, мы не сможем не благодарить Бога за Его любовь. Эта благодарность Богу и есть наше служение.
Дай Бог, чтобы мы доросли до вопроса «как правильно служить Богу», чтобы вопрос «есть ли Бог» просто не существовал для нас.
Как не любить и не служить Тому, Кто в своей любящей руке содержит всю нашу жизнь?
Это служение и поклонение в духе и истине означает кардинальную перемену нашего сердца.
Речь идет не о каких-то внешних формах: здесь покреститься, здесь поклониться, прочитать пять таких-то молитв. Формы должны помогать нам держаться главного, сути, внутренней метаморфозы, преображения нашего сердца и души, чтобы стать способными принять энергию и любовь Божию.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодня в евангельском чтении мы читали беседу Господа Иисуса Христа с женщиной – самарянкой. Эта беседа описана лишь в одном из Евангелий – от Иоанна. Именно в эту неделю по Пасхе всегда, каждый год мы ее читаем. Это очень большой евангельский отрывок с очень глубоким смыслом этой беседы. Здесь глубокий смысл слов Христа. Все богословы так или иначе всегда затрагивают эту беседу, делая выводы для нас, для богословской науки, церковного учения. Это казалось бы очень простая беседа. Господь сидел у колодца, апостолы ушли купить еды, а в это время пришла женщина набрать воды. Между ними происходит беседа. Господь просит у женщины воды, чтобы напиться. Женщина отвечает: как Ты, будучи иудей, просишь у меня воды напиться? Нужно сказать, что иудеи с самарянами не общаются и презирали этот народ. Самаряне, можно сказать, были частью израильского народа, которая отличалась от остальных некоторыми обрядовыми вопросами богопочитания. Господь говорит ей о живой воде, которую Он, Бог дает всем и которая принимаемая сама становится источником воды, текущей в жизнь вечную. Эта вечная жизнь – то, что Господь нам принес, то, ради чего мы живем, то, что так радует и спасает нас в этом мире.
Я бы хотел обратить ваше внимание вот на что. Когда самарянка увидела, что это пророк, потому что Он, встретив ее впервые, рассказал все про ее жизнь, далекую от целомудрия. Эта женщина имела пять мужей, а на момент разговора жила с тем, кто мужем ей вообще не является. Обратите внимание, что ее лично эта ситуация тяготила. Она пришла набирать воду в шестой час, то есть по-нашему полдень. Кто идет в самую жару за водой? Все ждут дома. Она пошла, чтобы не встречаться с другими людьми, не смотреть им в глаза и не стыдится лишний раз, обойтись без укоров и насмешек. Она слышит обличение, пусть доброе и с любовью, но совершенно ясное. В этот момент самарянка задумывается о чем-то большем, чем просто вода. Она говорит: мы знаем, что придет Мессия, который нам все скажет. Тут же она задает свой главный вопрос: вот наши отцы поклоняются на горе Гаризим, а иудеи – в Иерусалиме, а как правильно? Он отвечает: вы поклоняетесь тому, кого не знаете, мы (иудеи) поклоняемся Тому, Кого знаем. Так Он говорит, что самаряне не правы, но в то же время добавляет, что наступает время и уже наступило, когда Богу будут поклоняться не в храмах, не в каком-то конкретном месте на земле, а в духе и истине. Бог, Который Дух, именно таких ищет Себе.
Главный вопрос, который беспокоил огромное количество людей и нашу женщину – самарянку: как правильно поклоняться Богу и служить Ему. Не задается вопрос: стоит ли служить? Или: есть ли Бог? Таких вопросов для тогдашних людей не существовало. Был лишь вопрос о том, как правильно и достойно служить Богу. Мы с вами зачастую находимся на уровне ниже язычников того времени, потому что для многих из нас вопрос «есть ли Бог» открыт. Часто на этот вопрос мы даем отрицательный ответ. В таких случаях редко этот вопрос решается обстоятельно, с рассуждением. Как правило, ответ человек дает, руководствуясь полным нежеланием разбираться. Буду жить, как живу, а вот попаду на тот свет и все узнаю. Если «тот свет» вообще существует, то там все мне будет понятно. Это похоже на то, как студент говорит сам себе: вот приду на экзамен и там узнаю, что это за предмет. Вопрос «как сдать экзамен» не задается вообще.
Иные говорят: Бог есть, но зачем Ему служить, если у Него и так все есть. Что Ему вообще от нас нужно? Зачем все эти формы богослужения? Не нужно нам всего этого, и так все хорошо. Здесь мы живем, как можем, а там Господь милостивый (если Он нас создал), а значит, когда придем к Нему туда, то будет еще лучше. Здесь мы будем жить как животные, забывая о Боге, но Он нас не забудет и, несмотря на наше свинство, обязан взять нас к Себе в Царство Божие.
Мы приходим в храм. Всегда ли мы делаем это, чтобы служить Богу? Не обращаемся ли мы к Богу с нашими нуждами, как главным и единственным, что у нас есть? Нет ничего плохого в том, чтобы попросить у Бога помощи, но если это единственное, с чем мы пришли в храм, то горе нам. В таком случае мы опять хуже язычников. Богу нужно служить. На чем основана такая служба? На нашей с вами благодарности за ту любовь, которую Бог нам дает, за то, что создал нас и дал нам жизнь, за то, что каждый день и час мы получаем Его богатые дары. Это при условии, что мы захотим и увидим это, вникнем. Зная это, мы не сможем не благодарить Бога за Его любовь. Эта благодарность Богу и есть наше служение.
Как правильно это делать? Дай Бог, чтобы мы доросли до вопроса «как правильно служить Богу», чтобы вопрос «есть ли Бог» просто не существовал для нас. Конечно есть! Как без Него все могло начать быть, то, что начало быть? Как без Него может существовать то, что существует и развиваться так, как развивается, а не деградировать? Пусть вопрос «нужно ли Ему служить» тоже будет нами решен резко положительно. Как не любить и не служить Тому, Кто в своей любящей руке содержит всю нашу жизнь? Пусть нашим единственным вопросом будет «как правильно и достойно служить Богу». Достойно Его и достойно нас, как Его образу. Это служение и поклонение в духе и истине означает кардинальную перемену нашего сердца. Речь идет не о каких-то внешних формах: здесь покреститься, здесь поклониться, прочитать пять таких-то молитв. Формы должны помогать нам держаться главного, сути, внутренней метаморфозы, преображения нашего сердца и души, чтобы стать способными принять энергию и любовь Божию. Так мы сможем преобразиться, освятиться, обожиться, стать ангелами земными. Это есть наша задача и итог правильного богопочитания и богопоклонения. Будем стремиться служить Богу нашими словами, делами и всей жизнью и молитвой, тем добром, который мы также по примеру Бога будем посылать в мир и тогда будем достойны Его любви. Так мы сможем войти в Царствие Небесное!
Аминь! Спаси вас Христос! Благословение Божие да будет с вами! Христос Воскресе!