Проповедь о. Дмитрия Барицкого в храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 20 октября 2019 года
Поздравляю вас, братья и сестры, с воскресным днем! Сегодня мы слышали с вами евангельский отрывок о наинской вдове. Этот эпизод начинается очень печально: из города Наин выходит процессия – вдова хоронит своего ребенка. У этой женщины двойное горе – недавно она потеряла мужа, а сейчас умер и единственный сын. Вот отрока несут на специальном помосте, рядом женщины несут благовония. По иудейскому обычаю для предотвращения трупного запаха тела обрабатывали маслами, что было сделано впоследствии и со Христом. Кто-то нес плащаницу, были рядом и плакальщицы, ведь у евреев не было понятия воскресения – после смерти был ад и темнота. Можно представить себе тягостную атмосферу тоски и трагедии. Навстречу этой процессии идет Христос. Его сердце было так тронуто этим несчастьем, что Он подошел и воскресил юношу. Что же интересного в этом поступке?
В большинстве других случаев мы видим, что люди сами приходят ко Христу и просят Его исцелить, воскресить или избавить от беса. Здесь никто Христа не просил. У некоторых толкователей есть мнение, что у этой женщины даже не было веры. Христу настолько жалко стало несчастную вдову, что он совершил чудо и воскресил ее сына.
Иногда для Бога не нужна наша вера, чтобы проявить к нам милость – так велико и безгранично Его милосердие. Удивляет не только это. Во время проповеди Христа в Палестине в Римской империи был широко распространено учение стоиков. Это были философы, утверждавшие, что Бог не может ничего чувствовать. Они верили Богу и имели свои представления о Нем, но именно так утверждали. Развивая мысль, они говорили, что если кто-то вызывает у Бога чувства: радость, печаль, гнев, то Бог попадает в зависимость от этого человека. Независимому человеку безразличны окружающие. Идеалом стоиков была прекрасная, но равнодушная статуя из мрамора, которой нет дела до мира вокруг. Получается какой-то буддийский идеал равнодушия к происходящему.
Христианский Бог совершенно другой. Он не боится сострадать человеку, проявлять к нему любовь, вплоть до самой смерти. Он настолько подчиняет Себя людям, что через некоторое время Сам будет на месте этого юноши, а Богородица также, как наинская вдова, будет рыдать над Его растерзанным телом.
Дорогие братья и сестры, этот замечательный евангельский образ напоминает нам о том, как поступать в своей жизни с окружающими нас людьми. Жизнь так устроена, что все мы к ее концу закрываемся от окружающего мира. Нас перестает волновать то, что происходит вокруг. Вспомните у Чехова был рассказ «Человек в футляре» про учителя в гимназии, который настолько закрылся от окружающих людей, что ограничивался двумя правилами: как бы из этого чего не вышло и как бы чего не произошло. Свою жизнь он провел в некоем склепе. Современный человек очень часто проводит свою жизнь, пытаясь забиться в такой же футляр. Печально, что по этому же пути следуют христиане. Вполне сознательно мы отгораживаемся от людей, наших близких, стараясь, чтобы нас ничего не тревожило.
Замечательные слова мы слышали сегодня в апостольском послании, которые предлагают нам совершенной другой идеал. Апостол Павел говорит нам, что если ты, сеятель, не посеешь много зерен, то и урожай будет очень скудным и плода ты не принесешь. Это прекрасный образ зернышка, которое попав в землю умирает, но именно благодаря этому оно приносит плод. Христианин открывается окружающему миру, в каком-то смысле ставит себя в подчинение ему и таким образом идет на смерть, свою маленькую личную Голгофу. Без этого невозможно воскресение, ведь и Христу пришлось пройти через Свою Голгофу и мы должны это помнить. Вовсе не обязательно идти на баррикады и бороться за права всего человечества. У всех нас есть люди, которые нас окружают и от которых мы очень часто отгораживаемся, находя разные поводы. Это могут быть соседи по лестничной площадке, наши родные, с которыми у нас идет тяжба. Часто на исповедь приходят люди и говорят, что выпили кефир в среду или молитвы не прочитали, но молчат о том, что у них идут тяжбы с родными, с которыми они годами не разговаривают. Плохие в этом случае, конечно сами родные. Человеку трудно выйти из своего футляра и сделать шаг навстречу потому что это больно, а близкий человек наверняка скажет что-нибудь гадкое. Таких ситуаций у нас очень много. Это может быть и сосед, с которым мы не можем найти общий язык, начальник или подчиненный, дети. Мы боимся сделать шаг навстречу, опасаясь боли, этой маленькой смерти. Наше христианство проявляется не столько в нашей верности уставу, сколько в способности пойти на эту маленькую Голгофу потому что если не будет Голгофы, то не будет воскресения и радости Христовой Пасхи!
Спаси Господи за вашу молитву, за это прекрасное богослужение!
О. Димитрий говорил вам, что сегодня в 14 часов во Владимирском храме будет встреча на тему Священного Писания, где мы поговорим об основных вопросах, начиная с того, что такое богодухновенность и заканчивая тем, а что вообще такое Священное Писание, как его правильно читать и понимать. Приходите, я с радостью поделюсь с вами тем опытом и информацией, которой владею!