post-title Как уходят и возвращаются. Притча о блудном сыне. http://georgkurkino.ru/wp-content/uploads/CCI_000193.png 2019-02-24 20:45:05 yes no Posted by Categories: Новости

Как уходят и возвращаются. Притча о блудном сыне.

Posted by Categories: Новости
Как уходят и возвращаются. Притча о блудном сыне.


Проповедь о. Димитрия Михайлюка в Храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 24 февраля 2019 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

 

Дорогие братья и сестры, сегодня, в очередную подготовительную неделю к Великому посту Святая Церковь вспоминает одну из самых известных и знаменательных причту Христову, оставившую большой след в европейской культуре. Это притча о блудном сыне. Этому эпизоду посвящено много книг, о нем написано много картин, но для нас важен тот нравственный, духовный вывод, который мы можем сделать из этой истории.
Один из двух сыновей богатого отца требует свое наследство. Делает он это заранее, до смерти собственного родителя, прямо говоря: отдай то, что мне следует. Этим он говорит отцу: ты для меня умер, ты не нужен мне. Мне нужно только то, что от тебя останется – деньги, их я и хочу сейчас забрать. Кажется, что в древнем патриархальном обществе такое невозможно и отце должен поставить такого сына на место, но он смиряется и отдает ему просимое. Сын немного пожил с отцом и ушел в страну далече и там расточил все, живя блудно и обнищал. Он пристал к одному из жителей той страны и стал пасти у него свиней. Блудный сын был настолько голоден, что готов был есть из корыта со свиньями, но никто ему не давал и этого.
После всего этого происходит метаморфоза. Святой евангелист Лука пишет о ней таким образом: он пришел в себя. Выходит, что до этого сын был не в себе и не понимал, что делает. Действительно, когда человек одержим некой страстью, он пьян ею. Святые отцы пишут нам: трезвитесь. Что это значит? Не пейте вина? Каждая страсть, которой мы служим опьяняет нас, лишает рассудка. По этой причине святые отцы говорят, что важные решения надо принимать с неким пожданием, чтобы страсти улеглись. Многие духовники, особенно монахи рекомендуют молодым людям после знакомства подружить друг с другом хотя бы полгода, а потом уже принимать решение о вступлении в брак. Это нужно, чтобы страсти улеглись и человек возможно пришел в себя и только тогда сможет принять трезвое решение – мой ли человек находится рядом или нет, готов ли я прожить рядом с ним всю жизнь. Не всегда это помогает, но стремиться к этому нужно обязательно.
Блудный сын пришел в себя и вспомнил, что у его отца даже наемники избыточествуют хлебом, а он здесь умирает с голоду. Он говорит сам в себе: пойду, вернусь и скажу отцу моему так: я согрешил на небо и пред тобой и недостоин теперь называться твоим сыном, возьми меня хотя бы в число твоих наемников. Это очень важный момент. Во-первых, он отрезвился. Во-вторых, он вспомнил о том, где ему было хорошо. В-третьих, он решил идти туда. В-четвертых, это было продиктовано уже не гордыней, которую сломал Господь тяжелыми обстоятельствами его жизни, а смирением. Он уже не рассчитывает на полновластное нахождение рядом с отцом, на наследство, но рассчитывает на маленький кусок хлеба за тяжелый труд.
Он возвращается. Отец ожидал его, надеялся и верил. Видя своего сына издалека, отец бежит к нему навстречу. Это богатый человек, владелец большого имения со многими слугами сам бежит навстречу сыну, целует его со слезами и с любовью принимает. Сын, отстраняясь, говорит то, что хотел и кается: отче, согрешил на небо и пред тобою, уже недостоин называться сыном твоим, но дальше отец не дает ему продолжить, зовет слуг, повелевает дать ему лучшую одежду хозяина и наследника, а также перстень на руку. Перстень – это знак власти, печать, возвращение сыновства. Отец приказывает заколоть тельца и приготовить пир. Мы видим удивительную радость отца. Незадолго до этой притчи Господь говорит, что велика радость среди ангелов Божиих, когда к ним попадает хотя бы один кающийся грешник, они видят его и радуются. Радовался отец и слуги, символизирующие ангелов, хоры пели, стол ломился от яств.
Старший сын возвращался в это время с работы, услышав радость и веселье, подзывает слугу и спрашивает, что там происходит. Ему отвечают: твой брат нашелся и вернулся, а отец велел заколоть тельца и устроил праздник. Старший сын обижается и уходит. Отце идет за ним и умоляет зайти и возрадоваться вместе со всеми, на что получает упрек. Старший сын говорит ему: все эти годы я был с тобой и исполнял все твои заповеди, а ты мне даже козленка не дал, чтобы я с друзьями попировал. Этот же сын твой, который истратил все свое имение с блудницами, оказался достойнее меня и ради него ты заколол тельца. Отце увещевает его, говоря: ты всегда со мной и все мое – твое, у тебя нет ни в чем недостатка. Этот же брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Мы не знаем, вразумился ли старший сын, принес ли он покаяние, возрадовался ли он возвращению родного брата – притча здесь заканчивается. Эта история чем-то похожа на притчу о мытаре и фарисее. Мытарь, будучи грешным, каялся и получило прощение и благословение от Бога, а фарисей, как и старший сын, хвастался своими добрыми делами. Старший сын, скорее всего, не любит отца и пытается выстроить с ним отношения не на основе любви, покаяния и милосердия, а на признании своих заслуг. Видишь, сколько я сделал, говорит он отцу, где же моя награда? Точно также поступал фарисей. Он говорит: я много делаю, пощусь, даю десятину, после чего требует награду и уходит осужденным.
Для нас с вами отношения с Богом возможны только в том виде, как они были у младшего сына тогда, когда он возвращался. Переступив свою гордость, растоптав свои похоти, победив свои страсти, отрезвившись и принеся покаяние, как недостойный почести сыновства, считая себя для себя возможным быть в числе наемников, быть слугой отцу и своему старшему брату, он возвращается к отцу. Господь в этом случае дает ему гораздо больше, чем он просит и что ожидает. Наоборот, когда мы требуем, кичимся своими делами и заслугами, Господь отступает от нас, гнушаясь нашей гордыней. Вот о чем эта причта.
Мы с вами ежедневно распинаем Господа Иисуса Христа, уходим от Него, совершая тот или иной грех, опьяняемся гордыней и страстью. Мы бежим к своим страстям, как к стаду свиней и заботливо пасем их, давая им все желаемое. Страсть невозможно победить, удовлетворяя ее. Этим мы лишь ублажаем и подкармливаем ее после чего она будет бросаться на нас с удвоенной силой. Наша задача – отрезвиться, понять, что без Бога мы умираем, осознать, что жизнь, счастье и радость – в Господе Иисусе Христе и потрудиться, возвращаясь к нему. Очень скоро ввиду Великого поста нам предлежит труд покаяния и если он будет действительно искренним, если мы хотя бы немного смиримся от своей гордыни, то Господь выйдет нам навстречу, посетит наше сердце, очистит и прости наши грехи, преобразит нашу душу и даст нам силы преодолевать грех, мужество бороться с дьяволом, счастье и радость быть самим собой!
Дорогие братья и сестры, спаси вас всех Господь! Благословение Божие да будет с вами!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *