post-title А я им столько добра сделал…О мытаре и фарисее. http://georgkurkino.ru/wp-content/uploads/в.jpg 2019-02-18 10:24:40 yes no Posted by Categories: Новости

А я им столько добра сделал…О мытаре и фарисее.

Posted by Categories: Новости
А я им столько добра сделал…О мытаре и фарисее.


Проповедь о. Димитрия Михайлюка в Храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 17 февраля 2019 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Дорогие братья и сестры, начинаются подготовительные недели к Великому посту. Очень скоро начнется не только календарная весна, но и весна души – Великий пост. Почему весна души? Потому что во время Великого поста душа скидывает с себя оковы греха, очищается от страстей покаянием, освобождается, просветляется через молитву, становясь действительно жилищем Духа Святого.

Сегодня Святая Церковь предлагает нам вспомнить притчу о мытаре и фарисее. Сегодня мы слышали евангельские слова, когда Господь говорит, что пришли два человека в храм для молитвы – мытарь и фарисей. Акценты расставлены сразу. Для нас, воспитанных в христианской культуре, мытарь является символом покаяния, а фарисей – символом лицемерия. Во времена Христа было не так. Фарисей был символом благочестия, исполнения заповедей Божиих, верности завету с Богом. А кто такой мытарь? Это презираемый человек, который грешит явно и напоказ. С его именем прочно связаны налоги и поборы, служба оккупационным римским властям. Мытарь презираемый, нерукопожатый человек заходит в храм и молится: Боже, милостив буди мне грешному и не смеет даже посмотреть вверх. Фарисей же заходит как к с себе домой и с гордостью говорит удивительные слова. Святой преподобный Андрей Критский, чей канон мы будем читать на первой седмице Великого поста – Великий покаянный канон. Так вот он называет слова фарисея безумными глаголами. Что же безумного было в них? В чем безумие, когда человек говорит: благодарю тебя, Господи. Это отличная молитва, благодарственная. Но он говорит: благодарю тебя, Господи, что я не такой, как другие люди – прелюбодей, хищницы, разбойники или как вот этот мытарь. Дальше он перечисляет свои заслуги, например, что постится два раза в неделю, дает десятину от всего своего имения. Он показывает Богу свои добрые дела. Эти добрые дела у него на самом деле есть, он не лжет, но выходит из храма осужденным. Это значит, что если не переменит свое сердце, то пойдет в ад. Человек, соблюдающий посты и заповеди Божии¸ служащий Богу, пойдет в ад. Мытарь же пошел оправданный, ему были прощены грехи. Это явный грешник пойдет в рай. Удивительная логика у Бога.

В чем же неправда фарисея? В чем спасительная правда мытаря? Ответ в очень важной вещи, которую мы часто забываем – это нищета духовная. В одной из заповедей блаженств Господь говорит: блаженны нищие духом. Кто такие эти нищие духом? Это те, кто, творя доброе дело, не приписывает себе в этом заслугу, не хвастаются им, а относят его на силу Божию. Они говорят: спасибо, Господи, что ты дал мне возможность это сделать. Фарисей не имел этой нищеты духовной. Добрые дела имел, но гордился ими и хвастался. В молитве говорил: Господи, смотри сколько хорошего я делаю, а значит и ты мне в ответ помоги. Как это похоже на нашу с вами молитву! Мы говорим: Господи, вот я почти всегда читаю молитвенное правило, никого не убил, не ворую и даже иногда хожу в храм поэтому помоги мне, пожалуйста, пусть мне зарплату повысят или здоровье укрепи или еще что. Казалось бы, что здесь такого? Страшно то, что мы начинаем торговаться с Богом. Это убивает молитву. Из-за этого помощь Божия не приходит.

Мы точно не знаем делал ли мытарь добрые дела. Наверняка делал, иначе Господь бы не благословил его таким состоянием сердца. Без добра это просто невозможно. Но он даже не заикнулся об этих делах. Только: Боже, милостив буди мне грешному и все.

Зачем говорить Богу то, что он и так знает? Господь знает всю нашу душу, дела и мысли. Нам нечем перед ним похвастаться или сказать что-то, что Он не знает. Зачем хвалиться своими делами как фарисей? Мытарь просто каялся.

Для того, чтобы войти в Царство Божие у нас в сердце должно быть ощущение покаяния, настрой покаянный должен быть у нас. мы должны ощущать себя теми грешниками, про которых Господь сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние. Значит ли это, что Господь не любит праведника и можно не исполнять заповеди и грешить? Конечно нет. Грешником называется тот человек, который изо всех сил творит добро, идет к Богу и служит ближнему, но не вменяет всего этого себе в заслугу, а значит имеет нищету духовную. Он не лицемерит, не хвастается, не превозносится, не осуждает. Будем такими, тогда будем иметь шанс на спасение. Постараемся, во-первых, делать добрые дела, во-вторых, не хвастаться ими и в-третьих молиться с покаянием.

Хорошая проверка нашего покаяния и настроя души это исповедь. Нам нечего сказать на исповеди потому что мы считаем себя в целом хорошими и в духовном смысле у нас все в порядке пусть и не без недостатков. Ну поругался где-то или молитву не прочитал или во время молитвы мысль улетела, а вообще живу мирно и никого не обижаю. Вот это ощущение «духовной хорошести» это и есть фарисейство. В этом случае мы стоим рядом с тем, который, несмотря на все свое добро, был Богом осужден.

Постараемся подражать мытарю. Здесь нам в помощь исповедь и покаяние, трезвенная жизнь, внимательность к своему сердцу и Великий пост, который очень скоро начнется. Ближайшая седмица (неделя) является сплошной. Вот фарисей говорил: держу пост два раза в неделю. Пост тогда означал, что человек не ест и не пьет ничего. Регулярных постов не было. Всего один раз в год был предписан однодневный пост, потом их количество немного увеличили в честь неких событий. Наш же фарисей постился два дня каждой недели – не ел и не пил ничего. Это его не спасло и он был осужден. Пост – это не самоцель, а лишь средство для стяжания смирения Духа Святого. На этой неделе обыкновенного поста в среду и пятницу нет, Церковь его отменяет. Кто из вас привык кушать сосиски, колбаски и творожки, то может делать это каждый день следующей недели не стесняясь. Только помните, что пост телесный – это средство для воспитания нашей души и нашего же сердца. Вот это называется сплошная седмица. Потом будет обычная неделя, а потом масленица и Великий пост, до которого осталось совсем немного, с чем вас и поздравляю!

Благословение Божие да будет с вами! Спаси вас Господь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *