Проповедь о. Димитрия Михайлюка в храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 01 марта 2020 года
Избранные цитаты
За что и почему? За грех и нарушение воли Божией, за отпадение от источника жизни, за гордыню и превозношение и веру в ложь.
Каждый раз сознательно совершая грех, мы теряем Царство Божие в нашем сердце, теряем покой, мир и радость. Взамен мы получаем муки и страдания сначала от нашей совести, а потом за чертой смерти они никуда не денутся.
Если сейчас наши страсти, нашу боль и совесть можем заглушить развлечениями, наркотиками, алкоголем и даже простым сном, то там тела нет и заснуть невозможно.
Это воздыхание, рыдание: увы, чего мы лишились, эта горечь потери в церковном богослужении невидимым образом, но очень значимо перекликается с другой горечью, страданием и катастрофой, произошедшей в нашем мире, когда пришел обещанный Адаму Богом Спаситель и Он был убит и висел на кресте в пятницу перед Пасхой.
Одна горечь, одно страдание исцеляет другое и подготавливает нас к радости Пасхи и Воскресения Христова.
Путь – это исполнение заповедей Божиих. Средства – это церковные таинства и службы, к которым мы приступаем.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодня самая последняя подготовительная неделя, то есть воскресный день перед Великим постом. Уже завтра мы начинаем петь покаяние, начинаем читать молитву Ефрема Сирина, кстати, мы ее уже читали в среду и в пятницу, но постом она зазвучит глубже. С завтрашнего дня в 19 часов у нас начинается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – канон, который читается дважды в году – на первой седмице Великого поста, с понедельника по четверг по кусочкам и второй раз уже на Мариином стоянии, когда он прочитывается полностью.
Сегодня Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. Мы помним подготовительные недели о мытаре и фарисее, где Господь показывает, что такое настоящая молитва, покаяние и нелицемерие. Мы помним воскресение о блудном сыне, когда мы убеждаемся Богом в том, что никакой грех не может преодолеть милосердие Божие, если мы найдем силы прийти в себя, встать от свиного корыта и обратиться к Богу, пойти к Нему. Господь, как любящий отец, примет нас в свои объятья и вернет утерянное нами сыновство. Мы помним неделю о Страшном суде для тех, кто не найдет в себе силы прийти в себя, не встанет от корыта, в котором едят свиньи, не обратиться лицом к Богу, не сможет пойти к Нему или не захочет этого сделать. Для таких людей Церковь находит евангельское воспоминание о Страшном суде, который для таких будет действительно страшен, потому что они, даже считая себя хорошими,, не понимая почему, но не смогут войти в Царство Божие. Они не обратились к Богу, не оторвались от грехов, не потрудились ради славы Божией.
Сегодня неделя, когда мы вспоминаем как человечество в лице Адама потеряло рай. За что и почему? За грех и нарушение воли Божией, за отпадение от источника жизни, за гордыню и превозношение и веру в ложь. Диавол, очень умный ангел, который мог обмануть кого угодно, говорил ложь. Ева может быть и не виновата, она слабая женщина, но тем не менее поверила диаволу, решила, что ложь исходит от Бога и этим же неверием заразился и Адам, в результате чего они потеряли рай. Зачем мы сейчас об этом вспоминаем? Это происходит как некий архетип в сердце каждого из нас. Каждый раз сознательно совершая грех, мы теряем Царство Божие в нашем сердце, теряем покой, мир и радость. Взамен мы получаем муки и страдания сначала от нашей совести, а потом за чертой смерти они никуда не денутся. Нельзя сказать, что вот сейчас я раздираем страстьми и мне очень тяжело, но вот умру и там найду покой. Откуда он там появится? Если сейчас наши страсти, нашу боль и совесть можем заглушить развлечениями, наркотиками, алкоголем и даже простым сном, то там тела нет и заснуть невозможно. Все то, что мучит на сейчас, вся эта совесть, как грозный судья к нам приступит и будем мучатся от нее же, если здесь не примиримся. И наоборот – Адам сидел прямо напротив рая и плакал, говоря: увы мне, чего я лишился за грех. Это воздыхание, рыдание: увы, чего мы лишились, эта горечь потери в церковном богослужении невидимым образом, но очень значимо перекликается с другой горечью, страданием и катастрофой, произошедшей в нашем мире, когда пришел обещанный Адаму Богом Спаситель и Он был убит и висел на кресте в пятницу перед Пасхой. Мы будем петь такие же стихиры: увы мне – будет рыдать Божия Матерь, что вижу такое страдание. Увы нам, будут воздыхать апостолы, видя ужас, когда Творец вселенной висит на кресте. Одна горечь, одно страдание исцеляет другое и подготавливает нас к радости Пасхи и Воскресения Христова.
Вот, если очень поверхностно, легко и неглубоко объяснять, в чем заключается смысл Великого поста. Это подготовка к Пасхе, борьба со своими страстьми, возвращение себе рая, который наш по праву и по дару Божьему и которого мы лишились. Мы можем вернуть и путь и средства для этого есть. Путь – это исполнение заповедей Божиих. Средства – это церковные таинства и службы, к которым мы приступаем. Используем это для себя, для своей души, не для кого-то. Не нужно делать только потому что так написано, все так делают и вообще так положено. Будем делать потому что нам это нужно, нас это оживляет, воскрешает наше сердце, дает нам жизнь и жизнь вечную.
Спаси вас Христос! Благословение Божие да будет с вами!
Сегодня вечером в 17 часов у нас обычно акафист великомученику и Победоносцу Георгию. Сегодня будет чин прощения – краткая служба с удивительными стихирами, молитвами с возможностью преодолеть себя, подняться на ступеньку выше над самим собой, сделать то, что мы не могли сделать целый год – примириться с ближними и со своей совестью, испросить прощения друг у друга и простить самим тех, к кому у нас есть вражда. Эта короткая, но такая умилительная служба будет сегодня у нас в храме в 17 часов вечера. Всех вас жду и буду рад видеть.
Еще хочу поделиться одной радостью. Милостью Божией в наш храм пришла небольшая частица мощей великомученика и Победоносца Георгия. Пришедшие сегодня вечером смогут прикоснуться к ней, вместе с иконой великомученика Георгия и попросить нашего святого, в честь которого стоит здесь храм о том, чего попросит ваша душа, о том, что вам нужно для вашей жизни. Верю, что по молитвам вашим, по его заступничеству Бог вам пошлет просимое. Спаси вас Христос! Благословение Божие да будет с вами!