Проповедь о. Димитрия Михайлюка в храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 09 февраля 2020 года
Избранные цитаты
Благодарение гораздо выше просьбы.
У нас много десятков миллионов православных, а в храмах от силы десятая часть стоит, а может быть и сотая.
Мытарь осознавал свою греховность, ощущал ее и ощущал нужду в Спасителе, в прощении и помощи Божией – этого он и просил, говоря: Боже, милостив буде мне, грешному.
Мытарь осознавал свою греховность, ощущал ее и ощущал нужду в Спасителе, в прощении и помощи Божией – этого он и просил, говоря: Боже, милостив буде мне, грешному.
Оба человека праведны, но фарисей праведен по ветхозаветному закону, который лишь готовил людей к принятию Спасителя и Его откровения.
Христос смотрит в глубь сердца человека и показывает нам, что внешняя праведность может быть совершенно гнилой внутри.
Внешнее, нравственное поведение может скрывать за собой духовное убожество, моральное уродство. В таком случае нравственные поступки совершаются не из любви к Богу и к ближнему, но из гордыни и тщеславия.
А добрались ли мы хотя бы до уровня фарисея?
Мы все сразу решили обоживаться, забыв о том, что он говорил о человеке. Достигли ли мы уровня человека или живем, как звери в стае?
Если в этом самом сердце не будет покаяния, как у мытаря, доверия к Богу, если человек не ощутит благословение и прощение Божие, как мытарь, вышедший из храма более оправданным, то грош цена нашему внешнему благочестию.
Если в этом самом сердце не будет покаяния, как у мытаря, доверия к Богу, если человек не ощутит благословение и прощение Божие, как мытарь, вышедший из храма более оправданным, то грош цена нашему внешнему благочестию.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодня неделя о мытаре и фарисее – подготовительная неделя к уже наступающему и радостному периоду в нашей жизни – Великому посту. Сегодня святая Церковь предлагает нам прочитать со вниманием притчу о мытаре и фарисее, где Господь говорит о двух пришедших в храм людях. Они уже пришли в храм, благодаря чему больше и выше по нравственному достоинству, чем подавляющее большинство граждан Российской Федерации. У нас много десятков миллионов православных, а в храмах от силы десятая часть стоит, а может быть и сотая. Где остальные? Не пришли, а наши сегодняшние герои пришли, поднявшись тем самым не некую ступеньку. Фарисей замечательно молился, говоря: Господи, хвалу тебе воздаю. Благодарение - это наивысшая форма молитвы. Когда мы просим: Господи, дай то или се, то выглядим как дети, донимающие родителя. Из любви мы, конечно, купим что-то своему чаду, но в целом воспринимать это тяжело, поскольку ощущаем мы себя в этом случае, как автомат для выдачи чего-то, как некое средство, а не объект любви ребенка. И как же радостно слышать слова благодарности от ребенка! Папа, благодарю тебя! Мама, я так рад, что ты у меня есть! Благодарение гораздо выше просьбы. Фарисей начинает с благодарности Богу и тем поднимается еще на шаг выше: Господи, воздаю хвалу Тебе за то, что…я не такой, как прочие человецы. Вот здесь уже началась некая хитрость. Он перечисляет этих самых человецев: хищницы, прелюбодеи, лукавые, воры. Я не такой, как они или как вон этот мытарь, который там стоит. Он поблагодарил Бога, а затем унизил другого человека. Он возвышает себя унижением другого. Это плохо и говорит о том, что душа поражена смертельной болезнью – гордыней.
Что же делает мытарь? Он говорит: не смею глаза поднять на небо, Боже, милостив буди мне, грешному. С тех пор это и называется молитвой мытаря- Боже, милостив буди мне, грешному. Мытарь осознавал свою греховность, ощущал ее и ощущал нужду в Спасителе, в прощении и помощи Божией – этого он и просил, говоря: Боже, милостив буде мне, грешному.
Здесь сталкиваются не просто два человека, не только смирение и гордыня, но два образа праведности. Оба человека праведны, но фарисей праведен по ветхозаветному закону, который лишь готовил людей к принятию Спасителя и Его откровения. Фарисей был праведен и сделал все, что надо. Написано в законе делать то и не делать этого: именно так и поступал наш фарисей. Осознавая все это, фарисей ощущал себя гарантированно спасенным. Жизнь удалась! В жизни все, в принципе хорошо и просить у Бога ничего не нужно, потому что Он и так обязан все дать: вечное спасение, вечную жизнь, хорошее и теплое местечко в будущем Царствии Мессии.
Мытарь подходит с новозаветной праведностью. Христос смотрит в глубь сердца человека и показывает нам, что внешняя праведность может быть совершенно гнилой внутри. Помните, как Он называл фарисеев гробами изукрашенными? Снаружи красиво, а внутри – смрад и нечистота. Внешнее, нравственное поведение может скрывать за собой духовное убожество, моральное уродство. В таком случае нравственные поступки совершаются не из любви к Богу и к ближнему, но из гордыни и тщеславия.
Мы с вами должны перешагнуть через уровень фарисея, только давайте для начала достигнем этого уровня. Некоторые предлагают сразу осудить фарисея и похвалить мытаря. А добрались ли мы хотя бы до уровня фарисея? Соблюдены ли хотя бы основные заповеди Божии? Только после этого можно хотеть чего-то большего. В святоотеческом писании есть такие слова святителя Афанасия Великого: Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Мы все сразу решили обоживаться, забыв о том, что он говорил о человеке. Достигли ли мы уровня человека или живем, как звери в стае?
Постараемся посмотреть в свое сердце и проанализировать его содержимое. Достигнуть уровня фарисея – это уже большой прогресс. Не будем обольщаться и останавливаться на нем, потому что оно не приведет нас в Царство Божие. Христос смотрит в сердце человека. Если в этом самом сердце не будет покаяния, как у мытаря, доверия к Богу, если человек не ощутит благословение и прощение Божие, как мытарь, вышедший из храма более оправданным, то грош цена нашему внешнему благочестию. Вот такой смысл предлагает нам святая Церковь в преддверии Великого поста, когда мы потрудимся во внешнем благочестии: не есть мяса и не пить молока, ходить в храм и молиться, а еще воздерживаться от зла. Это очень хорошо и даже замечательно, но Церковь наша призывает смотреть глубже. Все это лишь средства для того, чтобы твое сердце стало немного мягче камня, чтобы в твою душу вошел Сам Христос Своею благодатью, чтобы ты ощутил в сердце благодать Царства Небесного и стал истинным христианином.
Спаси вас Христос! Благословение Божие да будет с вами!
Дорогие братья и сестры, маленькое объявление. У нас многие прихожане чуть больше, чем через неделю летят в Иерусалим. В следующее воскресенье перед поездкой мы послужим молебен в 16:30 перед акафистом Георгию Победоносцу. Пожалуйста, приходите и будем вместе просить Бога о благополучии этой поездки. У нас еще осталось три места и кто желает может присоединиться, если сможет должным образом организовать свои дела. Итак, в следующее воскресенье в 16:30 у нас молебен о путешествующих.
В следующую субботу Сретение – одни из самых добрых, светлых и радостных праздников в православной Церкви, когда встречаются Бог и человек. Древний старец держит на руках юного младенца и просит у Него отпущения, как у Творца вселенной, как у ветхого днями, если выражаться терминологией Ветхого Завета. Накануне праздника, то есть вечером в пятницу у нас будет всенощное бдение и всех вас ждем на молитву.
Вы обратили внимание, что сегодня в храме никто из детей не кричит, не ругается и не хулиганит, и вы спокойно меня слышите? Что же за чудо произошло? Мы достроили воскресную школу! Там еще нет ни мебели, ни отделки в некоторых местах и вообще много чего требуется, но она уже стоит, там тепло и дети уже там занимаются. Те родители, которые приходили на службу попозже, чтобы ребенок не срывал эту самую службу, теперь приходите вовремя, к 9 часам, когда школа наша уже работает! Там одновременно несколько преподавателей и я уверен, что всем будет интересно! Детей постарше преподаватели отправляют на службу раньше, а младших немного позже, почти к самому Причастию. В любом случае все довольны, а вы имеете возможность помолиться не отвлекаясь. Теперь любая мама имеет возможность иногда, хотя бы раз в неделю, оставив детей в воскресной школе, прийти в храм и помолиться Богу.
Спаси вас Христос!