Проповедь о. Димитрия Михайлюка в Храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 05 января 2020 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем последнее воскресенье перед Рождеством Христовым. В сегодняшнем Евангелии мы читали книгу родства Господа нашего Иисуса Христа. Для нас привычно думать о Нем, как о Боге, Творце вселенной, воплотившемся в исторический момент в Вифлееме. Для древнего же мира это было катастрофическое знание. Для них это было абсурдно, непонятно, нелогично. Это та самая проповедь, которая иудеям соблазн, а эллинам – безумие. Апостол Матфей подчеркивает человеческое родство Иисуса Христа, прослеживая его от Авраама. Здесь Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков Иуду и братьев его и так далее. Зачем нам это знать? Все эти колена и имена ничего не говорят современному человеку, совершенно не владеющему библейской наукой. В лучшем случае мы слышали об Аврааме и Моисее, которого здесь почему-то нет. Как же получилось, что даже те несколько имен, которые мы знаем из Ветхого Завета, не перечислены в родословной.
Мы читаем все эти имена для того, чтобы показать, что Бог вошел в нашу историю и стал единокровным нам с вами не как некоему народу, но как человечеству. Евреи ждали Мессию и ждали, что Он воплотится от кого-то из них или их потомков. Иудеи очень радовались тогда, когда в их роду появлялись выдающиеся люди. Сейчас у нас есть нечто похожее. Кто-то является потомком красных командиров, у других в роду священники, расстрелянные этими самыми командирами. У одних в родне выдающиеся ученые или дворяне. В наше время общество атомизировано и родство отошло в тень. Мы не прослеживаем наш род, зная в лучшем случае своих прадедушек и прабабушек. Раньше этому предавали гораздо больше значения и сообразовывали свое поведение и всю свою жизнь с поколениями предков, которые тебя конечно видят и возможно стыдятся твоих поступков. Каждый знал, что его потомки будут оглядываться на него, поминая добрым или недобрым словом. Молодой человек, делая нравственный выбор, понимал, что он будущий прадедушка кого-то и важно, что скажут о нем потомки. Сейчас мы так не думаем. Такой образ мышления почти утрачен. Мы смотрим, как бы комфортно прожить свою жизнь. Максимум, что мы позволяем себе думать – это что скажут о нас люди. При этом совершенно неважно, как мы живем в действительности, но требуется такой красивый фасад, внешний лоск. Нам неважно, что скажет о нас Бог или наши потомки.
Господь Иисус Христос, рождаясь в истории от конкретных людей и в конкретной семье, в определенном роду, корни которого прекрасно прослеживались в глубь веков, освящает тем самым семейную жизнь, наше с вами человеческое родство. Господь показывает, что в его роду есть люди святые и праведные, такие как Авраам, Исаак, Иаков, царь Давид, но есть и люди грешные, которые поклонялись идолам, гнали Бога и отрекались от Него. Несмотря на темную сторону, такие люди тоже вошли в родословную Иисуса Христа. Он показывает каждому из нас, что несмотря на наше несовершенство и грехи, мы все-таки имеем шанс попасть в Царство Божие. Для этого у нас есть понятные и известные пути: покаяние, исправление жизни, творение добра. Этот выход есть для каждого из нас.
Слушая книгу родства, мы можем подумать еще и о том, что Сам Творец вселенной стал нам очень близким и родным. Он понес все наши немощи и жил в тех же условиях. Господь жил в более суровой обстановке, в отличие от нас. У Него не было горячей воды и теплого туалета. По сравнению с нашим современным миром Он жил в жестких, спартанских условиях. В ответ на Его любовь люди возненавидели Его, только к нашей общей радости не уничтожили тем самым Его любви и даже не уменьшили ее. Для нас это пример. Бог стал нам родным, Он любит нас, ожидает, чтобы мы стали достойны Его любви. При всем этом Он любит нас такими, какие мы есть сейчас. Апостол пишет, что Он возлюбил нас еще нечистыми, не дожидаясь, пока мы очистимся, станем святыми, добрыми и хорошими. Господь полюбил нас грязненькими и очистил нас Своей любовью.
Поздравляю вас с наступающим праздником Рождества в мир Творца этого мира! Мир не разрушился и смог принять это удивительное счастье, это боговоплощение Наш мир как-то смог устоять и не взорваться изнутри. Творец вселенной вошел в свое создание и осветил его изнутри. Понять этого мы не можем. Мы знаем только то, что это было, а значит для нас есть удивительная перспектива Царства Христова!
Спаси вас Христос!