Проповедь о. Димитрия Михайлюка в Храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 15 декабря 2019 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, вы слышали в Евангелии, как один богатый юноша подошел к Господу Иисусу Христу и задал Ему вопрос: Учитель благий, что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. Он получает ответ: знаешь заповеди: не лги, не прелюбодействуй, не убивай, не кради, чти отца и мать. На то юноша отвечает, что все это сохранил от юности своей и потому ожидает продолжения ответа – что же еще нужно сделать. Господь говорит, что еще одного ты не сделал – если хочешь быть совершенным, то продай свое имение, раздай нищим потом приходи ко Мне и следуй за Мною. Юноша уходит опечаленный, потому что был очень богат, а Господь говорит: трудно богатому человеку войти в Царствие Божие. Апостолы очень этому удивились и спросили, кто же может тогда спастись. На это Господь ответил: то, что невозможно людям, возможно Богу.
Апостолы удивились, потому что в Ветхом Завете материальное богатство было знаком Божьего благословения. Если Бог любит тебя и благословляет, то покажи твои стада, виноградники и поля, золото и серебро. Именно так люди Ветхого Завета определяли благословение Божие. Если же у человека не было всего перечисленного, то на нем явным образом почивало проклятие Божие. Именно так думали древние иудеи и в сознании этого юноши крепко сидело убеждение, что Бог благословил его богатством и вместе с соблюдением заповедей он исполнил все условия. Юноша подошел для проформы, получить вишенку на свой торт, ибо был уверен, что все необходимо есть. Господь же предложил ему поменять полностью свое мировоззрение и перевернуть все с ног на голову. Он ясно сказал, что земное богатство ничего не даст юноше в Царствии Божием. Апостолы думали точно также и потому удивились вместе с юношей. Хотя сами апостолы были простыми рыбаками из бедных семей, но имели такое же сознание, как и их богатые сородичи. Они шли за Господом Иисусом Христом, ожидая, что Он станет царем израильским, а они будут стоять по правую и левую руку от Него, будучи высокими сановниками. Вот тогда, думали они, Бог и их благословит материально. Таково было их ожидание. Они не смогли сами поменять его вплоть до Воскресения Христова, Его Вознесения и до самой Пятидесятницы, когда Дух Святой сам перенастроил их сердца. Господь с любовью говорил юноше все слова, фактически предложив ему стать одним из двенадцати апостолов, но он отошел в печали. Не захотел.
Часто мы с вами полагаем свое спасение в чем-то конкретном, что можно посчитать. Мы тщательно исполняем внешний обряд, постимся, молимся, причащаемся и после всего считаем, что заслужили и достойны. Тут мы становимся такими же богатыми, как герой притчи. Наше сокровище состоит из скрупулезного исполнения обрядов. Здесь мы ошибаемся также, как тот добрый и бедный юноша. Да, именно бедный. Уповать должны мы только на Бога, опираться только на Его любовь к нам, защищаться только Его милосердием, а не перечнем своих дел и успехов. Добрые дела, которые мы призваны совершать, имеют своей целью изменение нашего сердца, чтобы оно наполнилось любовью к Богу и ближним. Цель в том, чтобы сердце наше еще больше ощутило Божию силу и еще сильнее прикрепилось к Нему, как источнику жизни. В этом случае Господь может дать ощутимое осознание того, что Он принимает нас в Царствие Божие. Многие святые на смертном одре говорили: вот теперь я чувствую, что Бог меня принимает и ухожу в мире. Некоторые святые, исцелявшие больных и даже воскрешавшие мертвых, говорили: молитесь за меня, братья, ибо не ощущаю, спасен ли я, просите Господа, чтобы дал мне еще время на покаяние. Такого святого переубеждали, но он отвечал: не знаю, положил ли я хотя бы начало покаянию. Такое внутреннее ощущение было у святого человека, чудотворца.
Нам с вами важно не гордиться, не опираться на какие-то свои заслуги, дела, образ жизни, согласный с уставом. Хорошо, если все это есть, но спасает нас не оно, а Сам Господь Иисус Христос. Будем же так молиться и так устроять свою душу.
Выше всех святых у нас стоят апостолы, выше которых только Божия Матерь, Которую мы поем, как честнейшую Херувим и славнейшую без всякого сравнения, чем Серафим, более славную, более чистую, чем даже ангельские силы. Мы поем Ту, Которая первая от всего рода человеческого вкусила исполнения обещания Божьего. Она умерла также, как умрем в свой час все мы, но уже воскресла в Царствии Божием вместе с телом, так как мы еще не воскресли. На Ней уже исполнилось то, что нам обещано. Удивительная сила Божия, благодать Его и энергия струится через любящее сердце Божией Матери к каждому из нас. Сейчас нам привезли икону Божией Матери, которая долгие годы висела в Казанском монастыре, там, где обрели в XVI веке оригинал Казанской иконы Божией Матери. Вы видите, что она вполне себе современная, простая, но через нее Бог чудотворит, через нее Божия Матерь совершила уже не одно чудо исцеления. В этом проявляется любовь Божия к нам. Мы молимся святым, уже как бы ушедшим от нас, но любящим нас и имеющим от Бога власть и силу – святые называли это дерзновением. Благодаря этому самому дерзновению они могут молиться о нас и подавать нам помощь, а более всех это умеет Божия Матерь. Сейчас каждый из вас мог приложиться к этой иконе, а мы послужим краткий молебен, прочитаем записки, которые вы подали. Мы помолимся о том, чтобы Божия Матерь вошла своей любовью в сердце каждого из нас, а также наших родных и близких, исцелила нас от греха ненависти и злобы, также и от телесных болезней и даровала нам, прежде всего, мир душевный, молитву дерзновенную, а еще телесное здоровье.
Спаси вас Христос!