Проповедь о. Дмитрия Михайлюка от 22 апреля 2022.
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы совершили погребение Господа Иисуса Христа.
Когда мы шли Крестным ходом, неся
плащаницу вокруг храма, кто-то из детей спросил «Кого это несут?».
Это очень правильный вопрос. Не что – плащаницу, а кого?
Несут умершего Бога, прошедшего через смерть Подателя жизни. Творца Вселенной, убитого Своим творением, ради которого Он пришел на землю.
Вот этот парадокс, эта страшная тайна, это удивительное поразительное событие, случившееся по воле Божией, должно сегодня поразить наше сердце. Оно должно вскрыть скорлупу бесчувствия, раздражения, невнимательности, ленности и должно дать нам силы.
Силы жить по совести, в правде, с Богом.
Зачастую в течение Великого поста подходят и спрашивают: «Батюшка, как научиться терпеть ближних?». Должны ли мы терпеть или не должны?
«Господь терпел и нам велел» - такая поговорка у нас есть, у русского народа. И вот мы видим и заплевание, и задушение, и страшное издевательство, которое Бог добровольно возложил на себя, чтобы мы с вами могли жить. Ради того, чтобы мы с вами могли спастись. И мы так же должны идти этим путем крестоношения. Потому что в конце этого пути нас ждет Пасха Христова. И Пасха наша с вами – Воскресение нашей души от плена грехов.
Но иногда мы забываем интересную вещь. Как терпеть ближних? А может быть, за время поста или вообще в жизни мы так замучали своих ближних, что они нас прибть хотят уже, уже не могут терпеть сами? А мы говорим «Ах, как я страдаю, как мне их терпеть?».
Зададимся другим вопросом. Как мне научиться радовать своих ближних, облегчать их жизнь, тем, кто нас терпит?
Ведь есть же такие. И у каждого человека есть, кто его терпит где-то и в чем-то.
Увидим этих людей. Немножко посмотрим от себя на ближних. От своего эгоизма на других людей, которые, оказывается, тоже образ Божий носят. От моих проблем, бед и печалей к проблемам другого человека. И этот выход «из себя», обращение взгляда изнутри наружу на других страдающх людей и есть любовь.
Если бы Богу Иисусу Христу было бы только до себя, разве Он пошел бы на этот подвиг?
А если бы апостолам было бы только до себя, разве прошли бы они весь мир, благовествуя?
Вот например, Серафим Саровский. Ушел в лес, сидел в затворе и было ему там хорошо. И не хотел он никуда уходить. Жил со зверьми, молился Богу, ощущал себя уже как на небе. А Божия Матерь явилась ему и сказала: «Выйди отсюда, из леса, иди к людям!» А он говорит: «Не хочу!». «А там, - говорит, - ты нужнее». Потому что там- служение.
Ты лишаешься того, чего ты желаешь, но ты приносишь пользу Богу там, где Бог от тебя того хочет. Каждый из нас стоит на своем месте. Там, где Бог хочет от нас пользы, добра, света, любви к ближним. И это единственный путь стать здоровыми душевно и духовно. Это единственный путь к Царствию Небесному.
Да, мы говорим, что нужно личное покаяние. Нужно личное исправление. Нужны личный подвиг и молитва, конечно. Но если при этом мы, как танк, переедем через судьбы, желания и горе других людей, окружающих нас, то мало мы потеряем.
Молитва человека, обидевшего ближних, не имеет дерзновения. Бог ее не слышит, в независимости от того, сколько поклонов мы сделали. Поэтому в последние дни перед Пасхой простим обиды, забудем ссоры, прекратим вражду, испросим прощения у тех, кто, может быть, на нас что-то имеет. И встретим Светлое Христово Воскресение, Пасху, действительно, с радостью, которая не замутнена угрызениями совести. И которую не омрачит боль и страдания, нанесенные нами другим людям.
Спаси вас Христос! Благословение Божие да будет с вами. Аминь.