Прп. Марии Египетской
Проповедь о. Дмитрия Михайлюка от 10 апреля 2022г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас с праздником Воскресения Христова!
Сегодня пятая неделя Великого поста. Мы прожили практически весь пост, осталась одна седмица, последняя. Великий пост закончится.
Сегодня Церковь вспоминает память преподобной Марии Египетской. Не так давно мы читали канон Андрея Критского, Великий канон. И служба длинная называлась «Стояние Марии Египетской». Она длинная, сложная, часика три с половиной примерно у нас была. Но те, кто выдержал, те, кто выстоял, те, кто действительно помолился на ней, ощутили благодать Божию, ощутили силу, ощутили лёгкость на сердце и на душе. Потому что Царство Божие, написано, силой берется. Невозможно, лёжа на лавке, туда въехать - нужны усилия.
И вот молитва - это большой, большой труд. И на молитву нужно себя, зачастую, понуждать, себя этому заставлять. И не получится просто «раз и все».
Сегодня в Евангелии мы читали, как Господь шел в Иерусалим, и говорит апостолам, проповедует о том, что приближаются тяжёлые времена, времена испытаний, времена, когда нужно собрать всю силу и волю в кулак и не отступить от Бога, и бороться за Царство Небесное.
Говорит: «Вот мы идём в Иерусалим, и там Меня схватят, и там Меня убьют. И в третий день, Я должен буду воскреснуть».
И после этих слов апостолы Иаков и Иоанн подходят и говорят: Учитель, мы, - говорят, - хотим, чтоб Ты нам сделал, что мы хотим.
А Он говорит: «А что вы хотите?». Они говорят: «Мы хотим в Царстве Твоём, когда Ты сядешь на престоле, сесть от Тебя - один по правую руку, другой по левую. Можешь, так сказать, выбирать, кто по какую».
Господь отвечает: «Чашу, которую Я пью, можете ли пить?»
Говорят: «Можем».
Они не понимаю о чем речь, они не слышат, не хотят слышать. Они хотят легко въехать: «Вот идём в Иерусалим, сейчас толпа поднимет нашего Учителя на руки, внесёт в храм, провозгласит Царем. Римляне бегут, власть старая уничтожится. Будет новая власть, а мы все будем министрами, мы все будем визири, мы все будем властвовать, мы будем богатые».
И это думали и считали апостолы.
А Господь говорит им так: «Чашу, которую Я буду пить, будете пить. И крещением, которым крещусь, будете креститься. Но сесть одесную Меня - не от Меня, но Тому, Кому уготовано от века». То есть, Он говорит, что даже не Он, а Отец решает.
А другие апостолы услышали, они с трепетом слушали: «А как же так? Получается, эти двое? Да, они, может, раньше всех, да, они братья, да, они друзья. Но они хотят и над нами возвыситься, очень интересно!» - думают они. И злятся, и завидуют, и враждуют против них.
И тогда Господь, чтобы их как-то успокоить, говорит так:
«Владыки земные, цари, властвуя над народами силою и жестокостью, подавляют их. Среди вас же, да будет не так. И тот, кто хочет быть первым - пусть будет всем слуга».
Вот это тот ключик к Царству Божию, ключик к миру, любви между людьми. Ключик к светлому сердцу, которое Господь нам даёт. Если хотим быть выше, если хотим приблизиться к Богу, если хотим быть ближе к Царству Небесному - будем всем слуга.
Стараться с деликатностью и с любовью относится ко всем людям.
Не обижать, и самим не обижаться, потому что гордыня - это причина обиды. Ни какой-то поступок ближнего, на который мы обиделись, а наша гордыня, вражда, безумие, несмирение - вот причина.
Сегодня, в этот день, когда Господь такой удивительный пример даёт, мы понимаем, пост прошёл, но Господь зовёт нас уже в последние дни усилить и молитву и докопаться до нашего сердца, докопаться до наших истинных чувств. Не быть как фарисей, который, может быть, внешне всё соблюдал, а сердце его было глухо и черство. Но молиться сердцем горячим.
И человек, который не умеет так молиться, но просит у Бога помощи – эту помощь получает.
В чем это помощь состоит? Как правило, в скорбях.
Когда у человека всё хорошо - он может Бога забыть. Но когда ему плохо, когда он не видит выхода, когда он все испробовал и у него не получается - то он всем сердцем поет: «Господи, помоги! Господи, спаси!»
Его сердце просыпается, его душа восстаёт от сна, от смерти, как от зимы. Сбрасывает лёд нечувствия, сковывающего его, и обращается с горячей молитвой к Богу. И Господь, Дух Святой, начинает жить в этом сердце. Человек преображается после такой молитвы.
Вот сейчас мы переживаем сложное время, и очень многие люди переживают. Но, по большей части, все эти переживания - они бесплодны, они ничтожны, они не ведут ни к какой пользе. Потому что они проявляют лишь наш эгоизм, нашу ленность и наше уныние. И нашу, может быть, злобу, и гнев, гордыню.
Кто-то из нас грозит кулаком и говорит, как вот тем или тем надо было поступать или надо делать. А кто-то, наоборот, не знает, что делать, печалится, унывает, весь в расслаблении таком: «Как же так? Как мы будем дальше жить, когда происходят страшные события?»
Это говорит о том, что мы не настоящие христиане, что мы своим сердцем не чувствуем духа Божия, что мы не умеем молиться, даже не пробовали.
А какой выход? Вот то, о чем у нас сердце болит, то, что нас беспокоит, то, о чем наша душа плачет и рыдает или, может быть, гневается против какого-то зла и несправедливости, всю эту боль, и скорби, и отчаяние – нужно в молитве принести Богу и Божьей Матери. Нужно в молитве высказать им, и помолиться о том, чего ваше сердце желает.
И вот тогда, все ваши печали, тоска, уныние и раздражение, может быть, они будут не бесплодны. Они вольются в нужное дело. Они сподвигнуть Бога помогать людям ещё больше. Он сможет кого-то спасти. Кто-то, может быть, вернётся домой. А мимо кого-то снаряд пролетит, а если попадёт – не разорвется. Кто-то останется жив. Кто-то останется цел. Что-то закончится лучшее, чем могло бы без нашей с вами молитвы. Это тот рычаг, которым мы можем воздействовать на окружающую действительность. Даже находясь за 1000 км от беды, мы можем участвовать в помощи своей горячей молитвой, своим неравнодушием. Лишь бы, это неравнодушие выливалось не в пассивность, не в озлобленность, не в хандру, не в отчаяние, не в расслабленное лежание, а в действенную любовь, в молитвенную помощь и в какие-то дела, которые действительно могут помочь.
Действенной любви Господь нам желает. Действенную любовь мы можем проявить в эти последние дни Великого поста. При этом какое-то самоограничение не страшно. Подумаешь, сколько-то дней мясо не поесть. Неужели мы от этого умереть можем? Есть люди, которые неделями мясо не ели, которые днями без воды сидели, над которыми снаряды рвутся, а мы: «Как же так, мы без колбаски?».
Вы сравниваете, да? Чувствуете, насколько велика разница между теми людьми, которых Господь провёл через горнило страданий, и нами - разнеженным, расслабленными, унылыми?
Постараемся взбодриться, постараемся, получая помощь Божью здесь, в Таинстве Святого Причащения, энергию и силу Его направить на молитву, направить на добрые дела, направить на исправление собственной жизни. На то, чтобы жизнь вокруг нас путём, пусть небольших, пусть маленьких, но регулярных, постоянных, частых добрых дел, будет исправляться к лучшему. Чтобы свет нашей души согревал всех окружающих людей, чтобы любовь нашего сердца просвещала, укрепляла и умиряла всех тех, кто с нами общается, кто с нами дружит, кто нас видит, кого мы знаем.
Спаси вас Господь! Благословение божие да будет с вами.