Проповедь о. Дмитрия Михайлюка от 26.09. 2021 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры! Сегодня в Евангелии мы слышали притчу Господню о брачном пире.
Когда царь, господин зовет званых на пир (званых – приглашенных заранее), тех, которые уже дали свое согласие. Но поскольку в Древнем мире не было ни сотовой связи, ни телефонов, сначала звали предварительно, а потом, когда дата была определена, звали уже окончательно. И вот пир готов. Царь женит своего сына. Брак. Торжество по всей стране. И он шлет гонцов позвать званых на пир. А они берут и отказываются. Уже вроде бы обещали, согласились, уже на них место рассчитано, уже на них яства закуплены-изготовлены, а они отказываются. Все по разным причинам. Кто по одной, кто по другой, кто по третьей. Более того, некоторые даже гонцов с руганью и злобой прогоняют. И даже кого-то убивают. И вот царь в гневе берет этих убийц, казнит их жестоким способом, а потом говорит своим слугам – пир-то готов, стол накрыт, а званые оказались не достойны. Идите, говорит, вообще всюду по дорогам, по перекресткам и зовите всех, кто согласится. И они пошли и позвали вообще всех, без какого-либо ценза, без какого-либо ограничения. И все пришли. И все сели. И вот царь, обходя пиршественный зал, смотрит и видит: кто-то не в брачной одежде, в грязной одежде пришел, в недостойной. Ему говорят: друг, а почему ты так выглядишь на таком мероприятии? А он молчит. Потому что не знает, что будет отвечать. Тогда царь повелевает связать его по рукам и ногам, выкинуть его во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов. А пир сохраняется для всех остальных. Вот о чем здесь речь?
На самом деле, если подумать, если вникнуть, то несколько уровней смысла.
Один из них вполне себе исторический. И речь идет о древних евреях, которые были званые в Царство Божие. Которые века и тысячелетия хранили веру Божию, и готовились принять Мессию – Христа, Царя, чтобы войти в Его Царство, на Его пир. Но оказались недостойны, потому что убили Его. Потому что прогнали Его. Потому что не захотели Его. И тогда Господь зовет весь мир, и нас с вами в том числе. Славян еще не было тогда в нынешнем виде и русских тогда еще не было, хотя некоторые говорят, что были, что славяне древнее, чем древние арийцы. Но в исторической науке славяне – это все-таки первое тысячелетие нашей эры, середина. Первое упоминание о каких-то славянских племенах. Но вот нас еще, может быть, не было, нашего народа, но Господь нас зовет сквозь века и тысячелетия к себе на брачный пир. И сейчас на этом пиру в Царстве Его нет никакого лицеприятия. Апостол Павел пишет, что во Христе нет ни еллина, ни иудея, нет раба несвободного. Потому что никакие социальные разграничения, никакие национальные различия не помешают человеку войти в Царство Божие.
И вот это некий смысл исторический.
Смысл,обращенный к нашей душе, показывает, что это Царство Божие - это Царство Христа в нашем сердце. Что мы призваны, и мы все согласились, потому что мы крещенные, потому что мы называем себя христианами. Мы и званые, мы и согласившиеся на это, а окажемся ли мы достойными, будет видно на самом пиру, когда к нам Царь Господь Бог подойдет и спросит: «В какой ты одежде?». И если мы не в брачной одежде, то выбросит нас с этого брачного пира во тьму кромешную. Кромешную – это значит то, что кроме света. Там будет плач, скрежет зубов. То есть, не войдем в Царство Божие.
А что означает эта брачная одежда? Означает благодать Святого Духа, окутывающего наше сердце за нашу любовь, милосердие, доброту, отзывчивость, за ту любовь, которую мы в своем сердце стяжали здесь на Земле, исполняя заповеди Божии.
Вот брачная одежда такова.
Некоторые смущаются, я в детстве тоже не понимал, а что означает «не в брачной одежде»? Может, у него нет денег купить эту брачную одежду? За что его так жестоко и сурово выкидывают просто с пира? Всех же звали? Он пришел, одеться не во что, а его раз - и в тюрьму. На самом деле, в Древнем мире брачную одежду давал сам царь. И если ты пришел, то тебе сверху с драгоценными камнями по достоинству призывающего какую-то одежду выдавали. Просто потому, что ты пришел. И даже если ты одет не по форме, фейс-контроль не проходишь, тебе выдается эта одежда, чтобы ты был приличным на пиру. А этот человек сидит без нее. То есть, он не взял. Что это за одежда? Это одежда благодати Божией, которая нам дается. Если мы того пожелаем, если мы ее возьмем. Если мы скажем: «Господи, дай мне Твою любовь, Твою благодать, Твое милосердие» и потрудимся немножко в исполнении заповедей Божиих. Все, мы ее уже получили. А если мы попали туда, на пир, в Царство Божие без нее, потому что жили злобно, завистливо, нечестно, нечисто и пришли, и сидим нагло, то, конечно, нас не оставят.
Но если мы посмотрим еще глубже, после второго смысла, касающегося нашей души и нашей загробной участи, есть третий смысл, к которому хочу ваше внимание обратить.
Ведь пир Божий – это Литургия. Особенно воскресная Литургия. На которой нам заповедью Божией прямо так и предписывается. Помните же заповеди «Не убий», «Не укради» - это мы помним, «Чти отца и мать» - это мы детям напоминаем, и там же стоит «Помни день субботний» (для нас, христиан, воскресный), еже чтите его. Шесть дней трудись, работай, зарабатывай, куда хочешь, езди, чем хочешь, занимайся, а седьмой день – Богу. И в этот седьмой день – воскресенье – Господь, опять же, не весь день требует, а лишь утром час-полтора на Божественную литургию. На пир Божий Господь нас всех зовет. И я очень рад видеть полный храм. Получается, что вы отозвались на этот зов. Вы оказались достойны и пришли. И вы большие молодцы. И горе тем, кто не приходит. Кто сам себя лишает такой благодати Божией, такого дара Всевышнего как Причастие Святых Христовых Таин. Вот и с этой стороны можно посмотреть на ту притчу, которую Господь 2 тысячи лет назад рассказал апостолам, и она до нас дошла.
Много смыслов. Каждый раз, читая Евангелие, мы можем для себя что-то взять. Одно и то же Евангелие. Прочитывая его сотню, тысячу раз, мы все равно что-то новое, ценное, полезное для своей души возьмем. Постараемся этот призыв Божий на брачный пир услышать и исполнить. И не лишить себя той огромной ценности, того огромного счастья, того огромного блаженства, которые Господь дает любящим Его. А дает Он нам Самого Себя.
Спаси вас Господь! Благословение Божие да будет с вами!