Проповедь о. Димитрия Михайлюка в Храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 14 июля 2019 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали историю о сотнике, о том, как Господь Иисус Христос исцелил его болящего слугу, помощника, хотя по славянски написано «отрок», который уже умирал. Сотник, римский воин, язычник по рождению, расквартированный в оккупированной стране для того, чтобы пресекать беспорядки, идет ко Господу Иисусу Христу и говорит: отрок мой люте страждет. Господь, не дожидаясь просьбы, отвечает, что придет и исцелит его и сотник говорит удивительные слова, которые никто из правоверных иудеев никогда еще не говорил Иисусу Христу. Он сказал: не трудись, ибо и я хоть в подчинении, но тоже обладаю некой властью: говорю воину иди туда и он идет, говорю слуге – приди сюда и он приходит.
Эта удивительная вера его на первый взгляд непонятна. С кем он сравнил Господа? С собой? Он подначальный человек, но может командовать и люди исполняют его команды. Предполагается, что и Господь какой-то командир и Он может не ходить, а просто отдать приказ и смерть отступит, болезнь уйдет, жизнь воцарится. Это вера в Господа не просто как в странствующего проповедника, который может творить какие-то чудеса и фокусы, но как в Творца вселенной, Сына Божия, Того, Кто повелевает жизнью и смертью, в чьей руке наши сердца. Впервые Господа исповедовал язычник, а не апостолы или священники. Мы можем поучиться вере воина-сотника. С детства мы воспитываемся в христианстве, даже если не были воцерковлены. Наша культура пропитана христианством и мы спокойно говорим такие слова, которые показались бы ужасными древним людям. Мы говорим, что Бог стал человеком, Творец вселенной стал носить плоть человеческую, а мы, Его любимые создания, убили своего Творца. О том, что Он умер на кресте, воскрес и разрушил ад, что каждый из нас имеет жизнь с избытком, имеет право и возможность вообще не умирать, не идти ни в какой ад. Мы говорим и твердо знаем, что жизнь наша вечна и бесконечна. Мы подобны лучу, у которого начало есть, но конца нет. Смерть телесная есть лишь разлучение души с телом и если тело, взятое от земли, в землю же и отходит, то душа не может никуда деться. Душа бессмертна и идет на суд Божий. Душа может существовать бесконечно вне всякой смерти, страдания, но в радости, постижении Божией любви и премудрости. Мы знаем это со школьной скамьи. Мы слышим это даже из ругательных статей с нападками на Церковь. Их авторы оперируют мировоззренческими христианскими понятиями. Это понятия впитались в нас.
У нас в Московской духовной академии был удивительный преподаватель Михаил Михайлович Дунаев ныне покойный. Он был филологом, профессором, преподавателем Московского государственного университета. Его предметом в академии была история русской литературы. Так вот он говорил нам, что без знания христианства невозможно понять русскую литературу. Мы спрашивали, как такое возможно, ведь были писатели-атеисты вроде Герцена, Белинского. В ответ он приводил нам следующую аналогию: представьте себе банку с солеными огурцами. Каждый конкретный огурец в банке хочет он того или нет все равно просолится потому что находится в такой среде. Люди, особенно в 19 веке жили именно в христианской культуре и даже безбожники противостояли Церкви и Богу, разговаривая именно на церковном языке, пользуясь евангельскими понятиями. Без таких христианских знаний невозможно понять этих самых богоборцев.
Мы живем с вами в насквозь христианской культуре, которую мы впитали. В результате мы относимся к нашей культуре как к чему-то само собой разумеющемуся. Как будто каждый день мы открываем кран и из него течет вода, что для нас стало нормой жизни, а вот для человека, жившего 150 лет назад это может быть просто чудом. Привычка к бытовым вещам является нравственно нейтральной, а вот привычка к чуду Божьему приводит к потере благоговения, благодарности и трепета души перед Создателем. Постараемся сохранить и укрепить веру, молиться и просить Бога об этом. Помните, как апостолы подошли к Господу и просили Его умножить в них веру? Они считали себя верующими людьми, но ощущали, что этого недостаточно потому и просили еще больше. Вера – это нечто динамичное, то, что развивается в течение всей нашей жизни под влиянием нашей воли и Божественной благодати. Постараемся хотя бы отчасти выйти на уровень древнего язычника – сотника, который проявил эту удивительную веру и получил в ответ чудо, когда его слуга исцелился от смертельной болезни. В этом случае Господь и наши смертельные греховные язвы исцелит, преобразит сердце, освятит душу и наполнит удивительной радостью Царства Божия!
Аминь! Спаси вас Христос! Всех с праздником!