Проповедь о. Димитрия Михайлюка в Храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 23 июня 2019 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем память всех святых, от века просиявших. В прошлое воскресенье мы вспоминали день рождения Церкви, когда Дух Святой сошел на апостолов, изменив их сердца и просвятив их ум, дав им благодатную божественную силу к проповеди и чудесам. Две тысячи лет как была создана и существует наша Церковь. Она приносит свой плод, которым являются святые люди. Бесчисленное множество святых за два тысячелетия просияло как звезды на духовном небосклоне. Сегодня мы празднуем память каждого из них, радуемся и благодарим их за их подвиг, просим их о помощи уже в нашем подвиге.
Иногда встречаются утверждения, что религия – это удел слабых. Такое было написано в учебниках советской эпохи. Речь шла о слабых волей и духом людях, неспособных самостоятельно преодолевать препятствия в жизни. Эти слабые люди обращаются за помощью к Богу, выдумывают Его и так себя утешают. Это ошибка. Религия – дело сильных духом людей. Вера – добродетель воли человека. волевым усилием мы понуждаем себя приходить в храм. Как тяжело иногда бывает это делать, но мы заставляем себя. В храме мы заставляем себя пробыть до конца службы, хотя иногда очень сильно хочется. Мы заставляем себя соблюдать заповеди Божии, нравственный закон, хотя нам противостоят искушения, очень сильные и труднопреодолимые. Часто мы страстно хотим сделать какую-нибудь гадость, нарушить заповедь, но мы волевым усилием понуждаем себя возвращаться к простору заповедей Божиих.
Каждый раз, когда мы становимся на молитву – это результат нашего волевого усилия. Мы заставляем себя молиться и утром и вечером. Человек иногда говорит: сейчас я молиться не хочу, а иногда бывает желание есть, вдохновение на молитву и верится мне и плачется, а тексты молитвенные легко пролетают и мне это нравится, вот так я хочу молиться. Будь осторожны. Такая молитва либо дар Божий либо состояние глубокой прелести, самообольщения. Для того, чтобы это был дар Божий, мы должны понуждать себя и сквозь пот и «не хочу» преодолевать метания своей испорченной воли и понуждать себя к молитве. В этом случае за наше понуждение приходит благодать Духа Святого и дает нам все то, чего мы желаем.
Наше движение к Богу – это подвиг, то есть подвижение к Богу через понуждение через правильное и разумное самоограничение в определенных вещах для того, чтобы не иметь препятствий для духовного роста. Каждый из нас призван быть совершенным как совершенен Отец наш Небесный, Который одинаково любит всех, творит добро всем, прощает любого человека, просящего у Него прощения. Помните, что у Него нет обязанности прощать, но по любви Он это делает. Если же мы прощения не просим, то по Его же любви Он оставляет нас свободными, без Себя.
Иногда слышишь, как человек говорит: я стараюсь порядочно жить, но иногда не получается, а Бог простит. Он не добрый что ли, не любовь?
Простит, только если попросим. Попросить же мы можем только пока живы. Попросить не просто словами. Часто мы видим, как ребенок просит прощения и тут же делает тоже самое, а затем может все повторить опять. Ребенок не осознает смысл своих слов и дел. Мы взрослые поступая таким же образом уподобляемся детям. В этом случае мы духовные младенцы.
По словам Серафима Саровского святые люди отличались от нас лишь решимостью творить добро и жить с Богом. Решимость – это и есть наша воля, которая решила «быть добру» и «нет злу». Все мы не безгрешны, святой не означает безгрешный. Без греха у нас всего один чистый и святой человек – Господь Иисус Христос. Любой святой так или иначе согрешал, но преодолевал это зло в себе с помощью Божией.
Для нас это пример. Наша воля в высшем ее развитии дает нам веру, но одновременно эта воля воспитывается в религии. Сначала мы заставляем себя сходить в храм хотя бы раз в месяц. Потом вспоминаем, что есть заповедь Божия, по которой мы раз в неделю должны как штук стоять в храме. Пытаемся достигнуть этого год – два и наконец у нас это получается. Вдруг мы понимаем, что это не тяжело и даже радостно, а если не был на службе, то ощущаешь пустоту, как будто лишил себя чего-то важного. Мы понуждаем себя хотя бы лоб перекрестить утром и вечером. На следующей ступеньке заставляем себя читать «Отче наш», на другой увеличиваем чтение до нескольких молитвочек. Затем мы добираемся до серафимова правила. Проходит год – два и мы можем взять молитвослов и прочитать утренние молитвы, вырвав целых 15 минут на беседу с Творцом вселенной. Это тяжело, но постепенно наша воля приучается. Она становится крепче, сильнее. Для человека, воспитывающего себя жизнью в Церкви, в какой-то момент становится непонятным, как простые сейчас вещи ранее вызывали у него такие сложности. Это почти как старшеклассник, решающий задачи по таблице умножения и удивляющийся почему в младших классах испытывают с ними затруднения.
Мы с вами призваны к духовному росту, когда наша воля усиливается, когда мы все больше и больше начинаем владеть сами собой. В этом случае мы перестаем болтаться на ветру, а начинаем сами прокладывать свой свободный личный путь в жизни. Свою окрепшую волю мы должны направить в нужное русло – к вере и любви. Это принципиально важно. Вера без любви – фанатизм, который коверкает душу, ломает судьбы и приводит к страшным последствиям. Что касается любви, то мы должны понуждать себя к ней. Не ждите, что она свалится откуда-то. Преподобный Максим Исповедник говорил, что любовь – это функция воли человека. Вера – добродетель воли и любовь это функция воли. Одно не без другого. Раз мы хотим попасть в Царствие Божие, то любовь должна жить в нашем сердце, а значит мы должны заставлять себя любить ближнего. Пусть это будет любовь и прощение стиснув зубы, пусть это будет ломание об колено, но пусть оно будет. Испытывая в сердце тяжелые борения, мы можем и должны заставлять себя творить добро окружающим нас людям, прощать обиды. Будем делать так, тогда и любовь в нашем сердце загорится силою Духа Святого. Просто ждать у моря погоды не нужно – оно или не придет вовсе или также просто уйдет.
Дорогие братья и сестры, святые, ставшие такими за две тысячи лет, проложили в жизни свой путь, преодолели огромное количество искушений. Бог слышал их и сейчас слышит особенно. Постараемся подражать им, помня слова из сегодняшнего Евангелия, в котором Господь сказал: кто исповедует Меня перед человеками, того исповедаю Я перед Отцом вашим Небесным. Что значит исповедовать Христа? Это значит признавать, что Христос для нас главный, а заповеди Божии имеют для нас высочайший авторитет. Мы в таком случае признаем, что все в нашей жизни строится по заповедям Божиим и по Евангелию, для нас это главное. Мы позиционируем себя, не стыдясь или преодолевая стыд, как православных христиан, последователей Иисуса Христа. В этом случае и Он не постыдится и исповедует нас перед Отцом нашим Небесным. Что это значит? Он скажет: это мои, жители Царства Божия, те, которым уготовано счастье и радость пребывания в нем. Это очень важно. Господь говорит: если кто-то следует за Мной, но не берет креста своего, то есть не готов приложить усилий воли к преодолению скорбей и искушений в своей жизни, тот недостоин Меня. Кто-то ставит выше веры, заповедей, целей спасения души что-то другое – мирское, материальное, даже может быть очень важное, как нам кажется сейчас, как например, семью, детей, родственников, имущество, заработок, профессию, карьеру. В этом случае человек недостоин Царства Божия.
Постараемся иметь самое главное – правильную иерархию ценностей, где Бог, любовь, самопонуждение к подвигу любви для нас будут на первом месте. Все остальное пусть будет на втором и последующих местах. В этом случае мы уже при жизни сможем называть себя святыми и действительно являться таковыми. Не безгрешными, но святыми, отделенными определенным образом от мира, спасающимися и идущими в Царство Божие. Вот такая у нас задача. Возможность и обещание Божие нам.
Спаси всех Христос! Благословение Божие да будет с вами!
Завтра начинается период упражнений нашей воли, когда мы можем немного попоститься, ограничить себя в еде. Предстоящий пост не строгий, разрешена рыба и масло. Не едим мяса и молочного. Пост в этом году и коротки и очень легкий, но я уверен, что для многих из нас с вами он станет тяжелым испытанием нашей воли, любви и верности Богу. Воспримем это правильно и постараемся к концу поста хотя бы немного стать духовно сильнее, чем в начале. Помогай вам Господь!