Проповедь о. Димитрия Михайлюка в Храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 09 июня 2019 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь вспоминает отцов Первого вселенского собора. Кто это такие и почему мы их вспоминаем именно сегодня, накануне праздника Троицы?
На Первом вселенском соборе Святая Церковь выработала Символ веры. Сочинили они его? Нет! Съехались епископы – представители церквей и говорил каждый: в нашей церкви со времен апостолов веруют вот так. Другие говорил иначе. Италия, Северная Африка, Палестина, Египет – епископы приезжали из разных мест и каждый говорил о каком-то своем символе, выражающем их христианскую веру. Задачей Первого вселенского собора было выразить нашу веру так, чтобы не погрешить против истины, против Предания, которое передавалось от священника священнику, от крещающего ко всем крещаемым. Нужно было сделать так, чтобы слова как щитом отразили нашествие различных ересей, кривотолков, искажений апостольского христианского учения.
В 325 году святые отцы собрались со всей тогдашней вселенной по призыву святого императора Константина Великого, который узаконил христианство. До Константина Великого за то, что ты христианин убивали, при нем же исповедовать нашу веру разрешили. Святые отцы очень ревностно и подробно, обдумывая каждое слово, выверяли текст исповедания веры. Почему для них это было так важно? Сейчас мы часто слышим утверждение, что если Бог один, то какая разница каким образом Ему молиться. Мы конечно отвечаем, что Бог один, ведь мы не язычники, не молимся идолам и кумирам. У нас высокая религиозная христианская культура. Раз Бог один, говорят нам, то все мы молимся правильно и все мы будем у Него. Нам говорят, что в этом случае одинаковы и православный христианин-отшельник и святитель на кафедре и какой-нибудь йог в джунглях, сидящий в позе лотоса, или буддист, нежно ласкающий своего идола. По мнению таких людей, все мы будем в Царстве у Христа Спасителя.
Евангелие говорит нам противоположное. Сегодня мы слышали, как апостол Павел обращается, говоря: придут к вам волки хищные, чтобы расхитить вас и из вас восстанут те, которые будут учить вас превратно, то есть искаженно, ложно. Зачем? Очень просто – для того, чтобы увести вас за собою. Не за Христом, не к Богу, а за собою, стремясь к своей личной славе, собственному богатству. Веру можно исказить, а тогда она не спасет.
В первосвященнической молитве Господа Иисуса Христа мы слышали о том, что такое жизнь вечная. Он говорит, обращаясь в молитве к Богу-Отцу: сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа. Знают в смысле соединения, знают в смысле общей жизни истинного Бога и Иисуса Христа.
На Первом вселенском соборе наши святители боролись против искажения понимания Иисуса Христа. Пришли ариане и сказали, что это не Бог, не ангел, но некое высшее существо, Богом сотворенное, очень прекрасное, высокое и могущественное и вообще замечательное…но не Бог. Выходило некое творение, такое же как и мы с вами. О нас сказано, что мы – венец творения и властвуем над миром, поставлены над ним. Святитель Афанасий Великий говорил, что спасение рода человеческого от греха и от смерти мог совершить только Бог и если Христос не Бог, то мы не спасены, а погибаем, тогда мы во грехах родились и во грехах умираем. Если Христос не Бог, то Царствие Его – не Божие Царство, дорога туда нам с вами и всем остальным заказана. Первый вселенский собор очень четко постановил не просто равенство, но единосущие Бога-Отца и Бога-Сына. Не похожие, не подобные, не одинаковые, не два бога, а один. Единый Бог в едином существе, Троичный в лицах.
Тайна Пресвятой Троицы, выраженная на Первом, а потом и Втором вселенских соборах, не укладывается в ум обычного человека. в течение церковной и общественной истории попытки сформулировать эту тайну так, чтобы человеку стало понятно, основать ее на фундаменте, создать стройную концепцию. Каждая такая попытка приводила к ереси и искажению истинной веры. В таких случаях опять собирались соборы и отсекали думающих так превратно от Святой Церкви.
Сегодняшнее воспоминание накануне праздника Пресвятой Троицы заставляет нас вспомнить о том, какими силами, трудами, молитвами и какой кровью досталось нам это знание. Несмотря на победу православия на Первом вселенском соборе, еретики занимали в Церкви и государстве важные посты путем хитрости, лжи и коварства, подкупа и интриг. В результате православных гнали и часто был выбор: признать ересь и живи спокойно, богато, с почетом либо сохранить верность Христу и тогда в лучшем случае ты лишишься власти и богатства, а в худшем – потерять жизнь. Этот период породил большое количество мучеников и исповедников. Все это происходило в уже христианском государстве.
Почему люди шли на смерть за одну букву в Символе веры? Потому что вера в истину спасает, а вера в ложь губит. Постараемся хорошо заучить этот урок. Сохраняя веру, будем бороться против суеверия. Христианин, верующий в Бога-Творца…и читающий гороскопы. Христианин, который есть венец творения…поклоняющийся звездам или животным. Христианин, признающий всемогущество своего Бога…держащий дома амулеты и совершающий языческие ритуалы. Все эти люди предают веру, искажают ее и своими руками вместо жизни получают смерть. Отнесемся к этому серьезно, будем с любовью и радостью помнить подвиг святых отцов потому что мы с вами уже не обязаны проходить это выстраданный святыми отцами путь. Мы можем просто пользоваться этим прекрасным плодом, открыть книгу и прочитать. Нам не нужно мучать себя вопросами о том, как устроен мир и как Господь его сотворил, через что мы спасаемся, что важно на пути в Царство Божие. Для нас это открыто ясно выражено святыми отцами, отдавшими за это свою жизнь. Будем же ценить их подвиг и не будем пренебрегать их наследием, отвергать его как неразумный сын, говорящий отцу, что ему ничего не нужно. Мы получили богатейшее наследство – святую православную веру. Будем ее хранить и изучать, погружаться в нее, радоваться этому богатству. Не будем враждовать с теми, кто его не имеет, не ходить крестовым походом против тех, кто верит не так, как мы. Будем жалеть их, желать им добра и молиться так, как нам заповедали святые отцы.
Спаси вас Господь! Всех с праздником!