Проповедь о. Димитрия Михайлюка в Храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 02 июня 2019 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодня, в седмицу о слепом мы слушали евангельское и апостольское чтения. Они разные, но у них есть и общее. В деяниях мы слышали о том, как апостолы пришли в селение, где они проповедовали, а люди ходили за ними. Вместе со всеми шла некая девушка, одержимая бесом. Она призывала других слушать апостолов, потому что они говорят слова жизни. Апостол Павел изгнал из нее беса и она потеряла дар пророчества, которым владела до этого. Прежде к ней приходили люди и она помогала им найти потерянное, корову там или козу. Те, на кого она работала, брали деньги за эти ее пророчества.
Почему апостол изгнал этого беса, ведь она не сказала ничего плохого о них? Святые отцы говорят, что Евангелие Христово не нуждается в таких проповедниках, как бесы. Не каждый человек может служить Богу. С другой стороны, как бы бес не проявлял себя, для человека это всегда будет мучением. Это одержимость и несвобода. Господь пришел, чтобы сделать нас свободными.
Апостолы совершают явное чудо – изгоняют беса. Как же воспринимают это окружающие? Хозяева этой служанки пошли к градоначальнику и обвинили апостолов в том, что они распространяют непонятное учение, которое недостойно принимать римлянам. Начальник хватает апостолов, срывает одежду, избивает и сажает в темницу. Оказавшись в заточении, апостолы начинают молиться. Затем происходит землетрясение, рухнули двери, а страж проснулся. В страхе он хочет покончить с собой потому что для римского воина упустить узника это тягчайший проступок, карающийся смертью. Апостол Павел запрещает воину причинить себе зло, говоря, что все узники на месте. Воин просит Павла сказать, что может он сделать, чтобы спастись. Апостолы проповедуют ему Христа, идут к нему в дом, где крестился он сам и все домашние его, а после все вернулись в темницу. Дальше мы не дочитали, но скажу вам, что апостолы даже не хотели выходить из темницы, сказав, что их, римских граждан в нарушение закона схватили, избили, а теперь молча и тихо отпускают. Апостолы ушли только после того, как испугавшиеся власти пришли с извинениями. Вот так апостолы использовали римские законы на благо Церкви.
В чем парадокс этой ситуации? Хозяева бесноватой женщины, слыша ее пророчества, зная, что до этого все они сбывались, не верят и пытаются отомстить, повернуть вспять. Они рассчитывали оболгать и изгнать апостолов, чтобы восстановить утраченный источник дохода. Апостолы покусились на святыню – деньги.
Человек видит явное чудо – исцеление бесноватого, но не хочет верить и видеть тоже не хочет. Он хочет оставаться в озлоблении, отупении, бесчувствии и сребролюбии. Это пример слепоты в ответ на чудо. Таких примеров много и в Евангелии и в нашей жизни.
В Евангелии мы читаем об исцелении слепорожденного. В свои 40 лет он ни разу не видел солнца, мира вокруг себя и других людей. Он сидел и просил милостыню, ведь тогда не было пенсии по инвалидности и человек вынужден был просить, чтобы не умереть с голоду. Господь исцелил его необычным способом. Например, умершую девочку Он исцелил просто подойдя и сказав ей: встань, девица. Никаких больше действий Ему не потребовалось. Он также просто воскресил сына вдовы, ничего не предпринимая дополнительно.
Здесь же Он плюет на землю, делает брение, мажет слепому глаза и говорит, чтобы тот умылся в Силоамской купели, до которой надо было пройти через весь город. Слепорожденный пошел пусть и с большими усилиями, но дошел, умылся и прозрел.
Произошло явное чудо, которое видели все и не могли замолчать. Этого слепого все знали в лицо и по имени. На вопрос «как ты прозрел?» он отвечает, что его исцелил некий человек по имени Иисус, помазав мне глаза грязью, велев умыться после чего я прозрел. Далее Евангелие передает разные диалоги бывшего слепого с обычными людьми, потом фарисеями и первосвященниками. Последние даже позвали его родителей, чтобы убедиться, что это действительно их сын и что он был слеп. Родители все подтвердили, но не сказали причину прозрения, боявшись отлучения от синагоги.
Слепой повел себя мудро и ответственно. Его поведение очень контрастирует с поведением расслабленного, который, узнав кто его исцелил, сразу же донес об этом. По преданию он был одним из гонителей Христа. Слепой же сразу ставит себя в числе учеников. После того, как в очередной раз его спросили об исцелении, он отвечает: я вам уже говорил несколько раз, но вы разве этого не слышали или тоже хотите стать Его учениками? Они называют себя учениками Моисея, а твоего Учителя мы не знаем. Бывший слепец, став зрячим не только телесно, но и духовно, говорит слова, подрывающие власть первосвященников в тогдашнем теократическом обществе: удивительно, что вы не знаете Его, а Он отверз мне очи.
Он принял чудо. Я встречался с людьми, которые говорили, что все сказанное было давно и, скорее всего, неправда. Вот если бы у меня на глазах совершилось чудо, то я бы точно поверил. Фарисеи, проходя мимо креста, говорили: покажи нам чудо, сойди со креста и уверуем. Ему такая вера не нужна. До этого Он показал множество чудес, но они не уверовали. Человек, не желающий верить, не будет этого делать. В Евангелии четко сказано, что если человек не хочет верить, то и мертвые перед ним восстанут, а не поверит.
Вера связана с нашей волей. Если воля наша направлена на зло, то никакие чудеса и свидетельства не сделают нас верующими людьми. Эти два эпизода священной истории показывают нам, как мы можем быть слепы. Мы, люди зрячие и видящие красоту этого мира, духовно можем быть совершенно слепыми, не отличать правду от лжи, а добро от зла, собственные страсти от воли Божией. Наша задача – прозреть самим, увидеть Господа и Его любящую руку в нашей жизни. Может быть задача еще в том, чтобы помочь окружающим нас людям тоже прозреть. Нам становится жалко слепого человека, особенно если это ребенок. Мы стараемся помочь такому человеку. Нашему евангельскому слепому тоже помогали, чтоб он не умер от голода. Духовно слепой человек – это тяжелое зрелище. Он ослеплен своими страстями: гордыней, сребролюбием, похотью. Такой человек не хочет видеть истину. Ему не нужен адекватный взгляд на окружающий мир. Все к чему он стремится это удовлетворять свою страсть любым способом. На пути к этому он неразборчив, не видит ничего и никого. Мы называем таких эгоистами.
Постараемся сами быть духовно зрячими, своим примером, своей молитвой и любовью помочь прозреть окружающим нас людям. Постараемся сохранять это духовное зрение в течение всей своей жизни, чтобы видеть Бога, Его милость к нам, ощущать Его любовь и делиться этой Божией любовью, проходящей через наше сердце со всем окружающим нас миром.
Аминь! Спаси вас Господь! Христос Воскресе!