Проповедь о. Димитрия Михайлюка в храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 02 февраля 2020 года
Избранные цитаты
Обратите внимание, что у нас есть целый месяц подготовки (даже больше) и месяц самого поста. Выходит, что подготовка важна.
Что делает Закхей? Он, большой начальник залезает на дерево среди толпы людей, чтобы только увидеть, кто же такой этот Иисус Христос.
Что нам до тех событий двухтысячелетней давности, которые уже, наверное, давно устарели?
Мы видим, как человек ради Бога, ради обновления своей души, ради запроса своей совести может отринуть все внешнее, сиюминутное, все такое близкое и родное нам, на что мы возлагаем все свои надежды.
Главное для Него – живет ли наше сердце или оно уже умерло, есть ли в сердце покаяние и воля о соединении с Богом, воля о принятии Божией помощи. Если все это есть, то Бог приходит, а если нет, то Господь не подойдет к вам.
Человек может снова впасть в грех и вернуться на покаяние и Господь вновь вернет ему Свою благодать. Это называется жизнь.
Когда мы ощущаем в своем сердце ровность, железобетонность, самодовольство и устойчивость, это может быть показателем того, что душа наша умерла. Устойчивость может быть лишь в благодати Божией.
Это таинство (причастие), которое низводит небо на землю и поднимает человека с земли на небо, превращает нас в ангелов, поселяет огонь Божий в наших сердцах.
Вот если я целый час просижу за телевизором, то мне почему-то не тяжело, а вот в храме становится трудно. О чем это говорит? Христос нам тяжел?
Нужна хотя бы минимальная подготовка, минимальная сосредоточенность, усилие над собой, чтобы подготовиться к тому удивительному, страшному таинству, которое происходит с нами во время божественной литургии. Только в этом случае оно пройдет для нас гораздо полезнее, многое нам даст и не будем похожи на детей, которые сидят и играются бриллиантами, изумрудами, бросая их, как обычные стекляшки, совершенно не понимая ценности, которая находится в их руках.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодня за божественной литургией читалось Евангелие о Закхее, а значит начинаются подготовительные недели к Великому посту. Казалось бы, недавно закончился Рождественский пост, только-только отпраздновали Рождество Христово, а сейчас, за месяц до начала уже готовимся к Великому посту. Обратите внимание, что у нас есть целый месяц подготовки (даже больше) и месяц самого поста. Выходит, что подготовка важна. Что-то такое мы должны получить за пост, к чему нужно серьезно подготовиться.
Сегодня мы слышали о Закхее, начальнике мытарей целого города Иерихона – одного из крупнейших торговых центров Древнего Израиля, где была и своя промышленность и развитая торговля, большие денежные потоки и вместе со всем этим большое количество сборщиков налогов, которые отправляли их в Рим оккупантам. Закхей был начальник мытарям, то есть главный налоговый инспектор Иерихона, человек очень богатый, имеющий власть, но не имеющий совершенно никакого уважения от людей. Он был человеком презираемым, с которым за руку никто не здоровался из нормальных, как они себя считали, иудеев. Друзья у него были такие же, как и он сам из небольшой «тусовки» отверженных. Народ ненавидел и презирал мытарей, как служителей захватчиков. В этом случае человек обычно старается как-то подчеркнуть свою важность, доказать свою значимость, чем угодно выделиться: властью, богатством, положением, важным видом, гордой осанкой… Что делает Закхей? Он, большой начальник залезает на дерево среди толпы людей, чтобы только увидеть, кто же такой этот Иисус Христос. Кто Он такой, как бы Его увидеть и услышать? Видимо запрос новой жизни, вечной жизни, религиозный запрос в его сердце звучал очень сильно, подавляя гордыню, тщеславие и сребролюбие.
Христос, проходя мимо, обращается к нему по имени и говорит: Закхей, слезай, потому что Я иду к тебе в гости. И пошел, и возлежал, ел и пил, общался с ними. Все, в Евангелии так и написано «все», спрашивали: что Он творит? К кому Он зашел и как Он мог это сделать? Не написано, что это говорили все, кроме апостолов, значит и апостолы тоже удивлялись Его поступку и возмущались этим. Закхей встает и говорит: Господи, обещаю, что половину всего моего имения раздам нищим, а если кого в чем обидел (обманул, обсчитал, отобрал), то верну им вчетверо, то есть с очень большой компенсацией. Христос говорит: это чадо Авраама и это не только по плоти, но уже и по духу.
Вот о чем сегодняшняя история, которую мы сегодня слышали. Как мы можем приложить ее к себе? Что нам до тех событий двухтысячелетней давности, которые уже, наверное, давно устарели? Мы видим, как человек ради Бога, ради обновления своей души, ради запроса своей совести может отринуть все внешнее, сиюминутное, все такое близкое и родное нам, на что мы возлагаем все свои надежды. Мы видим, как человек, всю свою жизнь посвятивший служению богатству, копивший его не только для себя, но и для своей семьи, чтобы обеспечить детей и внуков, укрепить свой род, сделать безопасным в этом опасном мире, отказывается от всего этого. Он говорит: все верну и больше того возмещу вчетверо. Мы видим, что человек готов также отринуть гордость и тщеславие ради того, чтобы получить дар Божий. Мы видим Бога, Который не отметает этого явного грешника, не прогоняет его, потому что величина наших грехов для Господа ничтожна. Главное для Него – живет ли наше сердце или оно уже умерло, есть ли в сердце покаяние и воля о соединении с Богом, воля о принятии Божией помощи. Если все это есть, то Бог приходит, а если нет, то Господь не подойдет к вам. Человек может жить праведной жизнью, действительно праведной и творить много добра, но в гордыне своей замыкаться, отгонять от себя покаяние и тогда Господь не сможет войти в его сердце. Наоборот, человек может согрешать, но осознавать этот грех, бороться с ним, приходить в храм, каяться, приступать к таинствам и опять возвращаться в мир на битву с этим грехом. Человек может снова впасть в грех и вернуться на покаяние и Господь вновь вернет ему Свою благодать. Это называется жизнь. Представьте, что лежит больной, подключенный к пикающему прибору с кривой линией и как только она становится прямой, то значит человек умер. Когда мы ощущаем в своем сердце ровность, железобетонность, самодовольство и устойчивость, это может быть показателем того, что душа наша умерла. Устойчивость может быть лишь в благодати Божией. Все святые дрожали и боялись, как бы ее не потерять, потому что пока мы в мире, для нас актуален завет апостола: блюдите, как опасно ходите. Дьявол, как лев рыкающий, ходит вокруг, ища, кого поглотить. Не расслабляемся!
Вот, о чем сегодняшнее Евангелие. Мы читаем его за месяц до Великого поста для того, чтобы разбудить в себе покаяние, напомнить своему уму и сердцу о том, что гордыня победима, тщеславие – преодолимо, а сребролюбие можно отодвинуть от себя. Сделав так, мы можем впустить в свое освободившееся сердце любовь Божию и Его благодать.
Всех вас поздравляю с принятием пречистых Христовых тайн, почти весь храм сегодня причащался. Это удивительное таинство, к которому, как и к Великому посту нужна подготовка. Это таинство, которое низводит небо на землю и поднимает человека с земли на небо, превращает нас в ангелов, поселяет огонь Божий в наших сердцах. Был такой святой Андрей Критский, составитель Великого покаянного канона, которого мы знаем, как поэта и автора песен. Только он был немой и косноязычный, не мог нормально говорить и лишь после причастия с верой он получает исцеление. Мы знаем нашего святого Иоанна Кронштадского, который с горячей верой причащал умирающих больных и они вставали с постели и жили дальше. Нас же зачастую литургия утяжеляет, нам трудно ее вынести. Некоторые жалуются, что им тяжело целый час стоять на литургии. Вот если я целый час просижу за телевизором, то мне почему-то не тяжело, а вот в храме становится трудно. О чем это говорит? Христос нам тяжел? Значит Он не коснулся еще нашего сердца, мы не ощутили Его. Если бы ощутили, то нам было бы легко и час и два и пять провести на богослужении. Монахи на Афоне по 5 -6 часов проводят на службах. Бывает так, что человек вечером смотрит телевизор, потом идет причащается и не может понять, что изменилось. Вроде причастился, а результата нет. В этом случае конечно трудно осознать и ощутить результат, потому что мысли забиты чем-то другим. Нужна хотя бы минимальная подготовка, минимальная сосредоточенность, усилие над собой, чтобы подготовиться к тому удивительному, страшному таинству, которое происходит с нами во время божественной литургии. Только в этом случае оно пройдет для нас гораздо полезнее, многое нам даст и не будем похожи на детей, которые сидят и играются бриллиантами, изумрудами, бросая их, как обычные стекляшки, совершенно не понимая ценности, которая находится в их руках. Мы приходим к этому драгоценному бриллианту, жемчужине – самому Христу, не осознавая той цены, которую мы получаем. Вот, о чем хотел еще вам сказать.
Готовимся к посту нравственно, творим добрые дела, пытаемся бороться с грехом. Готовясь к причастию, стараемся получить гораздо больше от него, тогда сможем и в пост войти легче и достигнуть самого главного – ощутить касание благодати Божией в своем сердце. Только тогда сердце наше растопится, преобразится, расцветет, как у Закхея и станем мы уже новыми человеками!
Спаси вас Христос! Благословение Божие да будет с вами!
С сегодняшнего дня у нас заработала воскресная школа для малышей. Теперь можно приходить с детьми прямо к началу службы к 9 часам. Ваших детей будут ждать учителя и даже спортсмены. Дети от 3 до 8 лет первый часик службы могут замечательно провести в воскресной школе. Они смогут порисовать, послушать о святом празднике, а еще могут «спустить пар» в спортивном зале под руководством целого мастера спорта. Те, кто приходил из-за детей попозже, теперь может приходить вовремя. Приходите к началу службы, отдавайте детей, а к причастию вы получите их обратно целых, невредимых и веселых. Спаси вас Господь!