Проповедь о. Димитрия Михайлюка в храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 10 мая 2020 года
Избранные цитаты
Сейчас есть люди, у которых и в тридцать лет есть многочисленные заслуги и которые дали нашему обществу гораздо больше, чем многие долгожители.
Обратите внимание на саму ситуацию, которую описывает нам евангелист Иоанн: больной и парализованный человек лежит и пытается сойти на глазах у всех, но эти «все» бегут и переступают через него, потому что им «нужнее».
Таким образом Он показывает, что болезнь была не просто так, а в его жизни были поступки, которые эту самую болезнь привлекли.
Что может быть хуже жизни, проведенной в парализованном состоянии? Хуже может быть только вечная мука, только жизнь в вечности, наполненная мучениями и страданиями.
Исцеленный по пути, неся постель, встречает иудеев, которые сразу обвиняют его за это в нарушении субботы. Они абсолютно серьезно обсуждали абсурдные вещи о субботних запретах, распространяя их на все, что угодно.
Исцеленный сразу идет к фарисеям и «сдает» им Христа, говоря, что это Он освободил его от болезни. Подразумевается, что я ни при чем, мне сказали и я сделал. Он меня исцелил и как я мог Ему отказать, но виноват Он.
Обратите внимание, что здесь два случая из жизни Христа совершенно противоположных по душевному состоянию самого исцеленного. Помните исцеление слепорожденного?
Бывший слепорожденный исповедовал и спорил с иудеями, за что был изгнан, оплеван и поруган за Имя Христово, но ушел радостный, потому что носил в своем сердце веру и благодарность.
Во-первых, нельзя быть эгоистом. Не надо переступать через нуждающегося в нашей помощи, не закрывать глаза на тех, кто просит, не проходить мимо, успокаивая себя пустыми отговорками.
Христос придет к тому, мимо которого мы прошли.
Не нужно быть человекоугодниками и лицемерами, получать помощь от Бога и хулить Его. Не станем получать помощь от кого-то и тут же ругать того, кто это сделал.
Мы ежедневно получаем любовь и милость от Бога, который делает это видимым для нас и невидимым (потому что не хотим видеть) образом. Благодарим ли мы Его?
Так мы превращаемся в таких неблагодарных бывших расслабленных, получивших Божию любовь и милость, но не оправдавших Божиих ожиданий.
Я желаю всем нам с вами, чтобы мы уподобились не бывшему расслабленному, а бывшему слепцу, для которого исцеление от телесной болезни стало исцелением и от духовной слепоты.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодняшний воскресный день Святая Церковь посвящает воспоминанию чуда Господа Иисуса Христа, совершенному в Иерусалиме в Овчей купели, когда Он исцелил расслабленного – парализованного человека, который не мог самостоятельно ходить, лежал и ожидал исцеления у источника. По бывшему у иудеев поверию периодически ангел сходил к этому источнику и возмущал воду так, что она начинала бурлить. Первый, кто успевал окунуться в этот момент в воду, выходил из нее совершенно здоровым. Этот человек в надежде на подобное исцеление лежал и ждал, но получить исцеление не мог, потому что пока он доползал до источника, кто-то успевал сделать это перед ним, получив исцеление. Бедняга возвращался на свою лежанку и продолжал ждать. Это продолжалось с ним тридцать восемь лет. Это колоссальный срок, фактически целая жизнь! Многие даже не доживают до такого возраста и часто считается, что они хорошо пожили и многого достигли. Сейчас есть люди, у которых и в тридцать лет есть многочисленные заслуги и которые дали нашему обществу гораздо больше, чем многие долгожители. Расслабленный ждал все эти год и никак не мог сойти в купель. Христос спросил его: хочешь ли ты исцелиться, на что тот ответил, что да, но нет человека, который поможет мне спуститься в купель.
Обратите внимание на саму ситуацию, которую описывает нам евангелист Иоанн: больной и парализованный человек лежит и пытается сойти на глазах у всех, но эти «все» бегут и переступают через него, потому что им «нужнее». Пусть лежит дальше, наверное думали они, мне сейчас это важнее. А потом пусть полежит еще и еще… Каждый из тех, кто проходил мимо отводил взгляд и проходил мимо. Представьте, как в общественном транспорте освобождается место и бабушка с палочкой пытается на него сесть и вдруг молодой человек, опередив ее занимает место. Он устал, у него только что тренировка была, а бабушка еще постоит. Это ненормальная и недостойная ситуация, но именно она происходила с нашим героем тридцать восемь лет.
Господь его исцеляет, но говорит удивительные слова: не греши больше, да не хуже тебе что будет. Таким образом Он показывает, что болезнь была не просто так, а в его жизни были поступки, которые эту самую болезнь привлекли. За грех он получил такую тяжкую болезнь. Одновременно Господь говорит «не греши больше», то есть не продолжай, потому что будет хуже. Что может быть хуже жизни, проведенной в парализованном состоянии? Хуже может быть только вечная мука, только жизнь в вечности, наполненная мучениями и страданиями.
Итак, Господь исцеляет и говорит, чтобы он взял свой одр и уходил. Исцеленный по пути, неся постель, встречает иудеев, которые сразу обвиняют его за это в нарушении субботы. Они абсолютно серьезно обсуждали абсурдные вещи о субботних запретах, распространяя их на все, что угодно. Можно ли носить в субботу на ноге протез? Это труд или нет? Подобные вопросы обсуждались. Именно такие буквоеды пристали к исцеленному и обвиняли его в тяжком согрешении (труд в субботу). Бывший расслабленный отвечает им: Кто меня исцелил, Тот мне так и сказал. Кто это, спрашивают иудеи, но он не знал имени Иисуса. История этим не закончилась. Господь встречает исцеленного в храме и повторяет ему Свое предупреждение: не греши больше, да не хуже тебе что будет. Исцеленный сразу идет к фарисеям и «сдает» им Христа, говоря, что это Он освободил его от болезни. Подразумевается, что я ни при чем, мне сказали и я сделал. Он меня исцелил и как я мог Ему отказать, но виноват Он.
Обратите внимание, что здесь два случая из жизни Христа совершенно противоположных по душевному состоянию самого исцеленного. Помните исцеление слепорожденного? Господь также совершил то исцеление в субботу, сделал брение, сделав некую мазь, которой помазал глаза и сказал: иди умойся в Силоамской купели. Нельзя было делать мазь в субботу, потому что по правилам это было что-то новое. Вот если бы Он вчера ее сделал, а сегодня помазал, то еще можно было бы. Но Ты сотворил новую вещь и тем нарушил закон субботний. Грешник! Они так и сказал бывшему слепорожденному: воздай славу Богу, мы знаем, что Этот Человек грешник, потому что не хранит субботы. Прозревший человек отвечает им противоположными словами, в отличие от расслабленного: не знаю грешник ли Он, но Он отверз мне очи. Никогда такого не было, чтобы кто-то отверз очи слепорожденному, а Он это сделал. Бывший слепорожденный исповедовал и спорил с иудеями, за что был изгнан, оплеван и поруган за Имя Христово, но ушел радостный, потому что носил в своем сердце веру и благодарность.
Расслабленный «сдал» Христа, как бы говоря: я не виноват, это все Он. По легенде (достоверных исторических источников нет) бывший расслабленный за верность обрядовому закону, страх и раболепие перед начальниками народу, за готовность предать всех и вся, чтобы заслужить их расположение, был принят в их стражу и стал работать на первосвященников и именно он ударил Христа по ланитам, когда Господь был приведен на суд. Видимо, он согрешил еще хуже, чем это сделал до своей болезни. Возможно, на нем и сбылись слова Спасителя: не греши, да не худшее тебе что будет.
Какие уроки извлечь из этого нам с вами? Все, что было две тысячи лет назад уже прошло и сейчас мы живем в новом мире, в XXI веке. Зачем мы вновь и вновь читаем эту историю? Для того, чтобы извлечь из нее полезное для себя и своей сегодняшней жизни.
Во-первых, нельзя быть эгоистом. Не надо переступать через нуждающегося в нашей помощи, не закрывать глаза на тех, кто просит, не проходить мимо, успокаивая себя пустыми отговорками. Совесть неизбежно проснется и Христос придет с чудом исцеления не к нам, а к тому, через кого мы переступили. Христос придет к тому, мимо которого мы прошли.
Во-вторых, не забывать благодарить Бога и быть верным Ему, несмотря ни на что, не бояться и быть мужественным. Расслабленный струсил, ведь важные, знатные и богатые люди сказали ему, что он плохо поступает. После этого замечания он предает все и отказывается от чуда, лишь бы завоевать уважение в их глазах. Не нужно быть человекоугодниками и лицемерами, получать помощь от Бога и хулить Его. Не станем получать помощь от кого-то и тут же ругать того, кто это сделал. Это касается нас как детей по отношению к своим родителям. Мы говорим: мама то, папа се и действительно у всех есть свои недостатки. Только пока мы дети, мы только получаем: питаемся, одеваемся, учимся только за счет наших родителей и благодаря их любви к нам. Мы берем все это себе, но назад отдаем свое «фи», потому что в своей заботе о нас они что-то не так сделали. Это предательство и лицемерие. Постараемся хотя бы отчасти платить им нашей любовью.
Мы ежедневно получаем любовь и милость от Бога, который делает это видимым для нас и невидимым (потому что не хотим видеть) образом. Благодарим ли мы Его? Живем ли мы достойно ради этой Божией любви к нам? Стараемся ли мы исполнять заповеди Божии хотя бы чуть-чуть? Зачастую нет! Так мы превращаемся в таких неблагодарных бывших расслабленных, получивших Божию любовь и милость, но не оправдавших Божиих ожиданий.
Вот о чем сегодняшний евангельский урок нам. Я желаю всем нам с вами, чтобы мы уподобились не бывшему расслабленному, а бывшему слепцу, для которого исцеление от телесной болезни стало исцелением и от духовной слепоты. Он познал Христа и ради этой радости, милости и любви, открывшейся ему в реальности, он был готов был пожертвовать всем старым, ветхим и ненужным. Он был готов пожертвовать всей своей жизнью ради того, чтобы сохранить верность и любовь к Богу. Будем таковыми и Господь примет нас в Свое Царство и не посрамит наших надежд!
Аминь! Спаси вас Христос! Благословение Божие да будет с вами! Христос Воскресе!