Проповедь о. Димитрия Михайлюка в храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 21 марта 2020 года
Избранные цитаты
Мы понимаем, что умрем, но изгоняем это знание из своей жизни, забываем о нем.
Смерть – это табу.
Взрослый человек с несколькими высшими образованиями и уже прошедший середину своей жизни как малыш закрывает ручонками свои глазки, говоря «ничего не вижу, ничего не слышу».
Когда померкнет свет в наших глазах это и будет для нас индивидуальный конец света.
Сейчас мы живем как древние христиане, ощущаем смерть, ходящую рядом с нами.
Мы вспомнили про смерть и разделились в этой точке.
Сейчас мы все носим крест на груди, но носить жизненный крест на своих плечах совершенно не желаем.
Полноценно жить можно только тогда, когда наше сердце полно радости и счастья от своего служения Богу и ближним.
В жизни надо сеять вокруг любовь, чтобы после нашей смерти были люди, которые за нас будут молиться и свою любовь нам отдавать.
Религия – это не о том, как жить хорошо, но о том, как умереть достойно, чтобы жизнь наша со смертью не закончилась, а продолжилась и была бы лучше, чем здесь.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодня вторая родительская суббота этим Великим постом, когда мы вспоминаем наших родных и близких усопших. Это удивительное и знаменательное время. Сейчас мы живем в опасении и страхе смерти, то есть как настоящие христиане, а не так, как жили обычно. Как это происходит обычно? Мы понимаем, что умрем, но изгоняем это знание из своей жизни, забываем о нем. Жизнь наша протекает так, как будто мы умрем через миллион лет. Смерть – это табу.
У нас как-то было отпевание, когда скончалась наша пожилая прихожанка, соседка. Так какой был скандал! Гроб привезли в закрытой машине, людей было совсем немного. Произошедшее вызвало громкие крики: нам нельзя видеть смерть, это стресс для нас и наших детей, просто ужас. Почему ужас, если нас всех это ждет? Только не говорите нам об этом. Похоже на ребенка, которого заставляют учить уроки против его желания. Дитя будет также громко кричать, чтобы ему не показывали учебник и не напоминали о предстоящей контрольной. Такое детское инфантильное отношение. Взрослый человек с несколькими высшими образованиями и уже прошедший середину своей жизни как малыш закрывает ручонками свои глазки, говоря «ничего не вижу, ничего не слышу». Так мы жили, боясь всего, находясь в страхе грядущего конца света для каждого из нас. Когда померкнет свет в наших глазах это и будет для нас индивидуальный конец света.
Сейчас мы живем как древние христиане, ощущаем смерть, ходящую рядом с нами. Неважно насколько это реальная информация или просто паника без каких-либо серьезных внешних последствий. Главное, чтобы последствия были для нашей души. Мы вспомнили про смерть и разделились в этой точке. Есть люди, которые готовы пожертвовать всем миром, всеми остальными, чтобы выжить самим. Драки в магазине за пачку гречки или чего-то еще это не признак ни христиан, ни людей XXI века, ни высшего образования. Готовность удавить ближнего за килограмм риса христианством быть не может.
Есть свидетельства историков, что христиане во время моровых поветрий, которых раньше хватало, в отличие от язычников не боялись смерти. Язычники в страхе не погребали своих родных, умерших от болезни. Христиане ходили и хоронили, утешали больных, приходили к ним домой и часто умирали вместе с ними. Это было мученичество. Историк Евсевий Кесарийский пишет о трусости язычников и мужестве христиан. Это была апология христианства перед лицом язычества. Сейчас мы все носим крест на груди, но носить жизненный крест на своих плечах совершенно не желаем.
Сейчас время, когда мы вспомнили о том, что смертны и что наш черед придет: у кого-то раньше, у другого позже. Для кого-то время настанет через 50 лет, у иного через 5, а кто-то уйдет завтра. Разве нам не жить? Как раз наоборот – жить! Жить полноценно, дышать полной грудью. Речь не идет о том, чтобы предаваться всем утехам этого мира, которого мы скоро лишимся. Полноценно жить можно только тогда, когда наше сердце полно радости и счастья от своего служения Богу и ближним. Так проводя свои дни, смерть нам будет не страшна. Сейчас мы молимся о своих родных усопших, понимая, что рано или поздно мы упокоимся вместе с ними, встретимся и пообщаемся, увидим друг друга глаза в глаза. Нам будет не стыдно ответить на вопрос: молился ли ты за меня, потому что мы скажем «да». В жизни надо сеять вокруг любовь, чтобы после нашей смерти были люди, которые за нас будут молиться и свою любовь нам отдавать. Это было бы очень здорово!
Сейчас мы отдадим наш долг нашим родным и близким, послужим заупокойную панихиду о тех, кого с нами нет, чье время уже пришло и Бог их призвал в свое небесное воинство. В этой молитве за наших усопших актуализируется смысл православия. Религия – это не о том, как жить хорошо, но о том, как умереть достойно, чтобы жизнь наша со смертью не закончилась, а продолжилась и была бы лучше, чем здесь.
Спаси вас Христос! Благословение Божие да будет с вами!