Проповедь о. Димитрия Михайлюка в Храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 22 сентября 2019 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником Воскресения Христова! Сегодня мы продолжаем отмечать радостное событие – Рождество Божией Матери, день рождения той, через которую вошел в мир Сам Творец вселенной, ставший человеком и спасший нас от смерти. Сегодня в евангельском чтении мы слышали притчу о Царстве Божием. Господь никогда не говорил нам подробности и не раскрывал тайны будущего века, но всегда говорил притчами, образами, по которым мы можем составить примерное представление о том, что ждет нас в будущем. Из Его слов мы можем понять к чему стремиться, как готовиться и какие уроки следует выучить.
Сегодня мы слышали, как Господь сказал, что Царство Божие подобно царю, который сотворил брак, то есть организовал брачный пир, торжество своему сыну, на который позвал своих дорогих родственников и друзей. Приглашенные отказались, сославшись на свои причины. Кто-то был вежлив, иной – груб, а некоторые даже убили посланников. Разгневанный царь наказывает убийц злой смертью. Что же с остальными? Он никак их не наказывает и ничего не делает, но посылает слуг звать всех, кого только они встретят. Пиршественный зал наполняется людьми. Царь, проходя среди приглашенных, вдруг увидел человека, не одетого в брачные одежды. По древней традиции для званных на пир специально шили богатые одежды. В такой ситуации никто не мог остаться без специальной одежды потому что получал ее от царя. Итак, увидев сидящего за столом человека в неподобающей одежде, царь спросил его: почему ты не оделся на брак. Человек молчал и царь по непонятной пока причине приказывает связать его и выкинуть во тьму внешнюю, где будет плачь и скрежет зубов.
О чем эта притча? Прежде всего, она относится к еврейскому народу. Именно израильтяне были теми зваными, которые не пришли на пир, отвергнув Христа. Все пророки, которых Господь посылал к евреям, умерли насильственной смертью. Сам Господь Сын Божий тоже претерпел смерть. По этой причине званые отвергаются, а остальные призываются. Спасается не один богоизбранный и благословленный народ, а все. Мы с вами пожинаем благие плоды их отказа. Мы все можем войти. Царство Божие отнимается у иудеев и дается всему миру.
Другой смысл притчи еще более близок нам. Наша душа представляется тем самым гостем в неподобающей одежде. С одной стороны, он молодец потому что вообще пришел. Только он не подготовился и попытался воспользоваться тем, что ему дают, не изменяя и не очищая себя.
Приход в храм в наше время уже является актом веры потому что многие в храм не ходят. Только Господь говорит нам, что одного нахождения в храме недостаточно, но нужны чистые одежды. Речь идет о чистоте нашей души, наша борьба со злом, живущим в собственном сердце. Это не борьба с окружающим миром и другими людьми, а с самими собой. Мы привыкли думать хорошо о себе и плохо о других. О познании себя говорят даже светские и языческие философы, вспомните хотя бы храм с дельфийским оракулом, где было написано «Познай себя». Это действительно самое важное знание. Господь говорит нам: познай себя, увидь свою глубину и красоту, а также грязь и зло, которым ты все это испортил. Он призывает нас восстановить первозданность и тогда мы сможем войти. Именно для этого Господь дает нам эти одежды благодати, а наша задача просто взять их. Сделать это мы можем в борьбе со злом и исполнении заповедей Божиих. Господь дает Духа не мерою! Он дает столько, сколько мы можем вместить! Представьте себе водопад благодати Божией, к которому мы подходим набрать воды. У нас может быть кружка, чайник, ведро или целая цистерна - водопад от этого не обмельчает и наполнит любой сосуд. Если же наша душа не может вместить благодать Божию, то мы ничего не получим. Как же так? Вроде все хотят в Царство Божие и почему тогда душа не вместит? Все очень просто. Вот я вижу храм и колокола. В некоторых людях это пробуждает радость, желание помолиться и осенить себя крестом. Другие отведут взгляд потому что совесть просыпается, а ее лучше не беспокоить. Иной в злобе готов храм взорвать и уничтожить потому что вообще не хочет дружить со своей совестью, понимает грязь своей жизни, но не хочет ее исправлять. В этом причина ненависти. Человек – это гражданин Небесного Отечества.
Господь зовет нас прийти на пир. Мы с вами пришли. А есть ли у нас брачные одежды? Подходя к таинству причащения, тому самому пиру Божьему, мы должны очистить душу покаянием, а после хранить себя в чистоте и утверждаться. Одно дело исполнять ветхозаветные заповеди: не убивать, не красть, не изменять, то есть не делать чего-то. Есть и иное, со знаком плюс, когда мы что-то делаем. Любая страсть побеждается противоположной добродетелью. Если человек ворует, то он должен не просто перестать воровать, а должен делать добро, отдавая другим. Злой человек, который обижает всех, должен не просто перестать это делать, но излить свою любовь на ближних. Перестать делать злое означает лишь возникновение пустоты – зло ушло, но добро еще не пришло. Только появление активного добра в нашей жизни означает наличие тех самых брачных одежд. Только в этом случае, подходя к чаше причастия, мы будем пускать в свое сердце Царство Божие, а Господь, стоящий у дверей нашего сердца и стучащий в них, увидит, что мы Ему отворили и зайдет. Именно это самое настоящее Царство Божие для нас с вами!
Всех вас с праздником, дорогие братья и сестры! Спаси Христос!