Проповедь о. Димитрия Михайлюка в Храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 11 сентября 2019 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником усекновения головы Иоанна Предтечи Крестителя Господня. Мы все помним эту евангельскую историю. Ирод Антипа, сын Ирода Великого посадил в темницу своего родного брата Филиппа, прельстившись красотой его жены. Он взял ее за себя с падчерицей Саломеей. Пребывая в беззаконии, Ирод вовсе не хотел терпеть обличения Иоанна Крестителя, связанные с его поступком. Больше, чем сам Ирод не хотела терпеть Иродиада. Она с удовольствием и старанием покинула неудачника мужа и стала женой человека, который был на пике богатства и славы. Обличения Иоанна больно резали совесть Иродиады. Именно по настоянию жены Ирод хватает Иоанна и бросает его в темницу, но не решается убить, зная, как многие почитают пророка. Больше того, Ирод иногда слушался Иоанна и принимал его советы.
По случаю дня рождения Ирода был устроен пир, на котором он, хорошо выпив и насмотревшись на развратный танец своей падчерицы, поклялся ей дать все, что она попросит. Наш «герой» сделал это перед множеством гостей, среди которых были вельможи и старейшины. Девица пошла к матери за советом, а та попросила голову Иоанна Крестителя. Послушная дочь потребовала у Ирода здесь и сейчас голову Иоанна Крестителя на блюде. Ирод опечалился, но все же послал палача убить Иоанна. Евангелие говорит нам, что это было сделано ради клятвы и ради возлежащих с ним, иначе говоря, чтобы не ударить в грязь лицом. Голову Иоанна принесли Саломее, а она отдала ее матери. По преданию Иродиада всячески издевалась над главой после чего выбросила ее на помойку. Ученики Иоанна Крестителя похоронили его тело и забрали его главу. В течение веков главу Иоанна то теряли, то вновь обретали.
Мы смотрим на эти далекие события, возмущаясь гордостью и человекоугодием Ирода, который побоялся стоящих ниже его по положению. Мы возмущаемся Иродиадой, которая осознавала свой грех предательства, но не хотела ничего об этом слушать и пыталась всеми силами заткнуть голос собственной совести. Она прилагала большие усилия, чтобы совесть умолкла, но не пошевелила пальцем, чтобы измениться. Мы возмущаемся Саломеей, послушной дочкой, которая спокойно просит крови праведника.
В наше время мы часто удивляемся жестокости детей, в том числе, вызванной современными играми. Есть случаи, когда ребенок, копируя компьютерную игру, одевался как ее герой, брал оружие и убивал учителей, одноклассников или просто случайных людей. Мы считаем это психическим заболеванием, а человека – душевнобольным, который нуждается в лечении. В случае Саломеи она совершенно спокойно просит убить и прямо сейчас получить окровавленную голову на блюде в награду за свой танец.
С кем мы ассоциируем себя в этой истории? Как правило, с учениками Иоанна Крестителя, которые забрали его главу и похоронили. Но нет ли в нашем сердце тех же страстей и грехов, которые жили и действовали в его убийцах? Нет ли в нас человекоугодничества и пьяного бахвальства, которые мы видим у Ирода? Нет ли у нас зависти и злобы, как у Иродиады? Не согрешаем ли мы также и не готовы ли с кулаками наброситься на того, кто нас обличает?
Мы не хотим слышать правду о себе, не терпим ни малейшего укора или слова поперек нашей воли. Чем правдивее укоряющее нас слово, тем сильнее мы гневаемся. В нас есть легкомысленность и наплевательство, как и в Саломее. Она не хотела сама принимать решения и попыталась переложить ответственность на другого. В таком случае как бы не требуется смотреть на заповеди Божии, на нравственный закон, на кровь, которая прольется. Здесь все было проще – сказала мать, а я просто сделала. Не так ли поступаем и мы, когда видим беззаконие и отступаем в сторону? Не опускаем ли мы руки, говоря в себе: кто я такой, чтобы вмешиваться? От нас ничего не зависит и потому отойдем в стороночку, позволив беззаконию совершиться.
Посмотрите на себя внимательно и честно. Трезво и со смирением взирая на свою душу, мы все это увидим, а может и больше. Для нас история об Иоанне Крестителе - это обличение. Это вызов и ответ на вопрос: с кем мы. Если мы ощущаем в себе страсти, то готовы ли мы трудиться над их исправлением, или как Иродиада готовы уничтожить все и всех.
В этот день памяти Иоанна Крестителя постараемся подражать его удивительной воле и чистоте, его любви к правде, самоотверженному служению добру. Будем просить его о помощи и если хотя бы немного потрудимся сами, то он обязательно укрепит нашу душу и поможет нам идти ко Господу Иисусу Христу в Царство Божие!
Аминь! Спаси вас Господь!