Проповедь о. Димитрия Михайлюка в Храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 03 ноября 2019 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали одну из центральных, примечательных и глубоких притч Господа Иисуса Христа. Это притча о богаче и Лазаре.
Жил богач, чьего имени мы не знаем, который пировал, одевался в виссон и порфиру, в общем сибаритствовал и жил на широкую ногу. Перед его воротами лежал нищий по имени Лазарь, который был рад поесть хотя бы крошек со стола богача, но которых никто ему не давал. Только собаки приходили и облизывали его струпья. Вскоре оба умирают. Богача пышно хоронят, а труп Лазаря, скорее всего, был где-то брошен. Здесь начинается третий этап – суд Божий, после которого Лазарь идет на лоно Авраамово, а богач идет в ад, где горит в геенне и жутко страдает. Увидев Лазаря в новом месте, богач зовет: отче, Аврааме, пошли Лазаря, чтобы он обмакнул палец в воде и прохладил мой язык потому что я очень сильно страдаю. Авраам отвечает сурово и жестко: чадо, все благое ты получил в жизни твоей, а здесь ты страдаешь. Лазарь получил много зла в жизни и теперь утешается. Более того, между нами и вами пропасть и никто не может ее переходить. В этот момент богач, страдая в геенском огне, начинает думать не о себе, но о своих родных и близких почему и говорит: пошли Лазаря в дом отца моего, где живут пять моих братьев и пусть скажет им, чтобы они исправились и не пришли сюда ко мне. Какая сила любви должна быть у человека, чтобы он, страдая в аду, молился о своих пяти братьях! Ведь он знал, что братья его живут также неправедно. Авраам отвечает, что у братьев твоих есть Моисей и пророки, закон Божий, а значит есть все для спасения. Богач отвечает, что этого недостаточно, но если кто из мертвых восстанет, тогда они уверуют. Только Авраам отвечает, что если Моисея и пророков не послушали, а закон Божий для них ничто, то даже если кто восстанет из мертвых не поверят. На этом притча заканчивается.
В чем ее парадоксальность для иудеев тогда и для нас сейчас? В иудейском сознании знаками благословения Божия были материальное богатство, жизненный успех и многодетность. Если ты богат, успешен и у тебя много детей, то Аллилуйя, ты спасен и в Царствии Божием полноправный гражданин и даже аристократ. Бога ты уже не просишь, а Он тебе просто обязан дать блаженство потому что уже деятельно проявил Себя в твоей жизни, вытянул наверх социума и показал всем, чтобы они на тебя равнялись. Бедный человек – неудачник и наш богач вовсе не желал смотреть на Лазаря в земной жизни. Вряд ли богачу было жалко крох для Лазаря, а может быть он не хотел вмешиваться в промысл Божий, который привел его на вершину богатства. Мы не знаем, каким путем было заработано это богатство, может быть честным и достойным. Мы также не знаем почему Лазарь беден и лежит у ворот, где его имущество и семья. Возможно, он сам виноват в своем положении. Мы точно видим, что для богача Лазаря нет, они из разных миров. В реальности богача не должно быть таких, как Лазарь. Богач вычеркнул своего соседа из свой жизни.
Лазарь – это сокращенное имя от Елиазар, что означает «Господь – моя помощь». В самом имени нашего героя сказано, что надеется он на помощь Божию, а не человеческую. Из людей ему некому помочь. Рядом с Лазарем у Бога не оказалось других рук кроме богача, который этого не понял. Если вы вспомните все притчи Божии о Страшном суде, то поймете, что Он не говорит, что накажет нас за какие-то дела. Он будет наказывать нас за бездействие. Вспомните овец и козлишь: отойдите от Меня в огонь вечный потому что вы нищих не одели, голодных не накормили, жаждущих не напоили, больных не посетили. Не сделали. Господь видит и понимает, что человек не может прожить, не нарушая заповедей Божиих, остаться без греха. Даже святые люди, уходя в пустыню, удаляясь от мира, выкорчевывая с болью и слезами из своего сердца страсти гнева, злобы, сребролюбия, похоти и прочее, все равно совершали грехи, признавались в этом и просили у Бога прощения. Невозможно совсем не согрешать, но возможно творить добро. Если мы не совершаем добрых дел, то душа наша не меняется к лучшему, добро в ней не прорастает.
За что богач попал в ад? Он ведь никого не убил, не ограбил, не обидел, честно трудился своими руками и умом, был настойчив, ему сопутствовала удача. Что он такого сделал, чтобы так наказать? У нас наказывают мошенников, убийц, воров за действие. Так вот в ад богач пошел за бездействие, за пренебрежение. Он посчитал себя человеком другого сорта, иной касты. Все остальные были для него ниже.
Иудеи были в шоке после такого переворота. Они надеялись на то, что земное богатство даст им гарантию и вечное спасение. Мы знаем, что эти позиции утвердились в протестантизме, а сейчас они приходят и к нам. В чем-то от них есть большая польза. Они говорят, что тебе не дали пенсию потому что ты ее не заработал. Зачем надеяться на кого-то? Кто должен тебе помогать, если у тебя есть руки и ноги, чтобы трудиться? Потрудившись и заработав миллион, радуйся, что Бог его тебе послал, трать как хочешь. Если ты ничего не заработал, значит неудачник, Бог тебя, наверное, проклял и недостоин ты Его благословения. Все очень четко и конкретно – есть черное и белое. Используется простой критерий – есть ли у тебя счет в банке, где много денег, тогда ты молодец. Нет счета с многими нулями – неудачник. Зачем помогать неудачнику, которого Бог проклял?
Все это сейчас приходит в нашу жизнь. Все мы этим заражены. Бедные смотрят на богатых и говорят, что они все наворовали. Чем такие бедные лучше? Лазарь спасся не тем, что был беден, а тем, что не осудил и сохранил свое сердце в чистоте. В нем не было злобы и зависти. Он просто лежал, просто страдал, просто молился и также просто умер. Некому было похоронить нашего Лазаря, но Бог его принял. Богатые живут и наслаждаются своей жизнь, но бедные ничем не лучше их потому что все мечты и желания сводятся к тому, чтобы стать на место богатых и стать такими же. Нет отличий в отношении. Если бы Лазарь сидел и плевался в сторону богача, осуждал бы его, то оказался бы вместе с ним в геенне огненной.
Эта притча о том, что сердце человеческое должно производить добро, которое изливается в мир вовне. Мы должны прилагать усилия, для того, чтобы наша жизнь была для кого-то заметна, а наше добро кого-то питало, грело, помогало, выручало, спасало. Только тогда Господь встретит нас с любовью. Есть иной путь – терпения и не осуждения. Имейте ввиду, что речь не о терпении стиснув зубы с ненавистью к тем, кто более успешен. Это не терпение вовсе, а злоба. Такой человек не является нищим духом. Сегодня в Евангелии мы слышали заповеди блаженств, первой из которых бал «блажены нищие духом». Это не те люди, у которых нет большого счета в банке и они бедны, а те, которые все свое богатство относят Богу. Такие люди четко понимают, что их имущество - это средства, которыми Бог благословил ему в этой жизни правильно распорядиться, чтобы нести в мир добро. Настолько глубокая причта о богаче и Лазаря.
Какие выводы можем сделать мы? Не проходите мимо Лазаря, если вы богаты. Не осуждайте богача, если вы бедны. Будучи на своем месте, размышляя как жить и что делать, помня заповеди Божии, оглянемся вокруг и увидим тех, кому нужна помощь и поможем им. Не проходите мимо, закрыв глаза, но деятельно участвуйте в судьбе ближних. Неизвестно, когда кто отойдет к Богу. В Евангелии не сказано, что богач был стар, но это был зрелый и успешный мужчина. Он наверняка планировал прожить много лет, но Господь забрал его. Лазарь вообще не думал о том, заберет ли его Господь, а только терпел и молился, предавая свою жизнь в руки Божии. Мы не знаем времени своего ухода и потому будем спешить делать добро! Вот чем учит нас Господь, братья и сестры.
Всех вас с праздником! Спаси вас Христос!
Дорогие братья и сестры, сегодня вечером будет служба потому что завтра праздник Казанской иконы Божией Матери. Всех вас ждем вечером на богослужение, а завтра утром мы начнем в восемь часов.
Позавчера умер один из наших прихожан, молодой, в возрасте около сорока лет, который был на службах и вы знаете его в лицо. Он очень здорово нам помогал. Зайдя в нашу красивую церковную лавку, то увидите там много шкафов и полок, которые купил нам этот наш прихожанин. Он также сделал большой вклад в строительство воскресной школы, которая сейчас находится в процессе сборки на заводе. Он планировал сам трудиться в нашей воскресной школе преподавателем. У него было увлечение гончарным делом, для которого он закупил дорогое оборудование, и которое он хотел преподавать в нашей школе. Мы даже успели спланировать для этого отдельный класс. Господь рассудил иначе и забрал одного из наших. С нами осталась его семья, дети. Это внезапный случай. Сегодня на заупокойной ектении вы слышали о новопреставленном Александре – о нем я вам и рассказываю. Человек, который вдруг решил делать добро и много его сделал. Он планировал продолжать, но не успел. Успеем ли мы с вами? Не откладываем ли мы на потом то, что может выручить нас перед судом Божиим? Не отложим ли мы «на потом», которого Господь нам может и не дать? Будем спешить делать добро! Спаси вас Христос!