Проповедь о. Димитрия Михайлюка в Храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 26 мая 2019 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодня в этот воскресный день Святая Церковь вспоминает эпизод, когда Господь Иисус Христос разговаривал с женщиной-самарянкой. Праведные иудеи всячески гнушались самарян: не ели с ними, не здоровались и даже не прикасались потому что самаряне неправильно понимали веру Божию. Они молились не там, где заповедали древние отцы израильские – не в Иерусалиме, а на горе Гаризим (Гризим). Господь, сидя у колодца, увидел женщину-самарянку, с которой не должен был разговаривать, просит дать Ему напиться. Она удивляется: как же ты, будучи иудеем, просишь у меня пить. Господь в ответ говорит удивительные слова: если бы ты знала с кем ты говоришь, ты бы сама просила у Меня воды живой. Та вода, которая в колодце – обычная и человек, которые ее пьет, опять будет жаждать. Та же вода, которую Бог дает, будет в нем источником, текущим в жизнь вечную.
Этот образ живой воды проходит сквозь Евангелие и говорит нам о самой главной для человеческого существа жажде духовной жизни, Божественной благодати. Такая жажда, иссушая сердце человека, подталкивает его к стремлению быть с Богом. Господь так говорил в молитве в Гефсиманском саду: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Знание здесь выступает в библейском смысле как некое соединение, сопричастность, участие в общей жизни. Речь здесь идет не о том, чтобы просто книгу по богословию прочитать.
Знать Бога означает в молитве ощущать Его дыхание в своем сердце. К этому мы призваны и должны стремиться. Господь говорит, что утолить эту жажду может только Он Сам. Люди в своей истории стремятся удовлетворить свои потребности. Здесь на земле люди, как правило, ставят земные цели. В древнем мире цели были попроще. На Ближнем Востоке большой ценностью была вода, без которой человек не мог существовать. Колодцы были редкостью, а их обустройство было крайне дорогим. Другой ценностью были хлеб, маслины, оливковое масло и виноград. Список закончен. Если у человека было вдосталь хлеба, оливок и воды, то он считался обеспеченным. Мы знаем притчу о богаче, собравшем большой урожай, которым наполнил все житницы и сказал сам себе: ешь, пей, веселись ибо всего у тебя много.
Мы, глядя на это из 21 века, усмехаемся над скромными потребностями. Ну завалил пшеницей амбар, надавил вина, засолил оливки и что? У нас гораздо больше потребностей. Не устроит нас много хлеба и оливок, это по нашим меркам бедность. Сейчас бедным считается человек, у которого на столе хлеб с маслом и крыша над головой потому что смартфон у него не той модели или машина дешевая или яхты нет с островом. Беден человек, у которого нет счета в банке, хотя есть и еда и крыша над головой. Только находится такой человек в той же плоскости развития. Неважно идет ли речь о житницах с пшеницей или пачками долларов в чемодане. Какая разница, если на тот свет это добро не выносится.
Люди раньше или позже приходят к пониманию того, что наше земное богатство тленно, а жизнь эта конечна. Материальное добро с собой туда не пропустит небесная таможня. Душа просит чего-то большего, стремится у чему-то высшему, только зачастую непонятно к чему именно. Люди начинают поиски и почему-то сильно издалека. Кто-то едет в Индию, Китай или Японию искать Бога, другой найдет здесь сектантов в подвале и вместе с ними будет облизывать статую проповедника. У человека минимум два высших образования, а он тряпку натянет на себя и статую целует. Разве не ощущает он глубину унижения этого идолопоклонства? Оказывается, что нет. Он ищет Бога там, где Его нет и не спешит прийти туда, где может Его найти – к таинствам Святой Православной Церкви. В таинстве причащения мы каждый раз соединяемся с Богом, обновляем свою связь с ним. Он своей силой и энергией входит в нашу душу, насыщает ее тем, что мы можем получить только у Него.
Постараемся вспомнить и не забывать, что мы с вами не животные, которым достаточно есть, пить, спать и размножаться. За ними ухаживают, чешут шкурку, навоз выносят, а потом режут и съедают. Животное не думает о конце. Мы с вами можем и должны думать, что же дальше. Что после смерти? Ничего? Но тогда зачем вообще жить? Пусть я проживу 220 лет, но если после смерти пустота, то жизнь не имеет никакого смысла.
Если же там будет что-то или Кто-то, Ждущий нас с любовью и строгостью, то возникает вопрос, как мне надо прожить эту жизнь. Как сделать это здесь, чтобы не страдать духовным голодом и после смерти не оказаться отринутым от пира Божественной благодати в Царствии Божием. Вот о чем сегодняшнее Евангелие. Вот к чему зовет нас Господь. Кто жаждет – приходи ко Мне и пей. Когда у человека боль, скорбь, проблема, он ощущает духовный голод и не знает куда идти, теперь вы и те, кому вы расскажете, будут знать, что этот голод удовлетворяется и насыщается человек только самим Богом и дается это нам в таинстве причащения.
Спаси всех Господь! Благословение Божие да будет с вами! Христос Воскресе!