Проповедь о. Димитрия Михайлюка в Храме великомученика Георгия Победоносца в Куркино 22 декабря 2019 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Дорогие братья и сестры, сегодня в воскресный день мы слышали Евангелие о десяти неизлечимо больных проказой людях, которые в одну минуту получили исцеление. Господь Иисус Христос, идя по дороге, увидел группу этих прокаженных, которые стояли вдали. Они соблюдали закон, который предписывал им не приближаться к здоровым людям ближе, чем на 50 метров. Издали они кричали Господу: Иисусе, Наставниче, помилуй нас! В самом этом обращении было сокрыто противоречие. С одной стороны они называли Его всего лишь наставником, а с другой говорили «помилуй нас», что могло быть обращено только к Богу. Помилуй, значит прости грехи, а не просто исцели. Здесь одновременно были маловерие, вопрос и надежда. Господь не возлагает на них рук, не подзывает к себе, не совершает каких-то внешних действий. Он просто говорит им, чтобы те пошли и показались священникам и принесли жертву за свое исцеление. По ветхозаветному закону священник свидетельствовал исцеление человека. В случае, если прокаженный видел, что его болезнь чудесным образом прошла, то за отсутствием врачей он шел к священнику, у которого были четкие инструкции, как правильно проверить такого человека. В случае, если болезнь действительно отступала, то священник давал человеку допуск обратно в нормальную жизнь. По пути к священникам наши прокаженные увидели, что болезнь ушла и они стали здоровы. Один из них остановился и пошел обратно ко Господу. Еще издали он стал кричать, славить Бога и благодарить Его за исцеление. Господь, увидев его и благословив, спросил: разве не десять причастились, где же девять?
Сегодняшний евангельский сюжет является примером вопиющей неблагодарности, которая живет у нас в сердце. Почему так получилось? Девять бывших прокаженных были иудеями, а вернувшийся с благодарностью был самарянин. Иудеи ощущали Бога обязанным себе. Они же избранный народ, чада Авраама. Принимая чудо, благодеяние, они не знали, за что благодарить. При этом они четко исполняли ветхозаветный обряд и шли в храм. Самарянин не считал себя достойным. С самарянами иудеи особо не сообщались, считали их недостойными, низкими людьми. Зная это, самарянин не ожидал милости, хотя надеялся на нее. Получив же, он не мог не поблагодарить. Любовь в его сердце заставила идти, кричать, радоваться и благодарить Бога за то, что Он спас его жизнь. Проказа не лечилась и такой диагноз означала фактическую смерть человека для общества. Вся оставшаяся жизнь больного проходила в мучениях: боль в жару и холод, в покое и движении. Это было тяжкое бремя, от которого вдруг они были освобождены. Только вот девять из десяти считали, что им и так были должны. Может быть даже подумали, что Бог сильно промедлил с их исцелением.
Для чего нам приведен этот случай? Часто мы не понимаем, не видим и не хотим видеть, что каждый из нас живет в любви Божией с утра до вечера. Мы купаемся в Его милости, постоянно принимаем от Него неисчислимые дары Его любви к нам. Где наша благодарность? Есть ли она вообще? Мы часто принимаем добрые дела от родных и близких. Есть ли у нас благодарность к ним за это? Умеем ли мы благодарить?
Благодарение – это сложно. Иногда мы ощущаем в сердце благодарность, но тут приходят пустые сомнения (неудобно, хлопотно и др.). Мы просто не умеем благодарить, у нас не развита эта способность. Без благодарения человек превращается в демона, потому что именно эти существа такого чувства не испытывают в принципе.
Благодарение – центральный нерв христианской жизни. Мы с вами присутствовали на литургии, где совершается самое великое и большое таинство Церкви – святая Евхаристия. Вы почти все сегодня приступали к чаше. Евхаристия с греческого языка переводится, как «благодарение». Что мы должны сделать, когда хотим поблагодарить Бога? Прежде всего, мы должны быть достойны Его любви, так исправлять свою жизнь, чтобы отражать Его любовь и отдавать ее ближним. Мы должны благодарить Бога своим участием в таинстве святой Евхаристии.
Кто-то говорит, что поблагодарит Бога тем, что съездит в паломническую поездку. С таким же успехом можно сказать, что я поблагодарю Бога тем, что куплю торт и съем его. В паломнической поездке есть возможность особенно сильно и глубоко помолиться и поблагодарить Бога, но настоящая благодарность – это наша любовь к ближним и наше участие в таинстве святого причащения. Не будем об этом забывать и будем учиться благодарить, заставлять себя делать это. Будем же и детей своих учить этому прекрасному чувству. Многие с детства не приобретают эту способность. Также и мы взрослые, например, получив зарплату говорим «мало» вместо «спасибо». А может не заслужил больше? А если достоин большего, то иди туда, где тебя оценят. За что платить, если ты бесполезен, а если наоборот, то обязательно найдутся те люди, которые реально оценят тебя. Господь этим управляет и, хотя в мире на наш взгляд много несправедливости, важно наше внутреннее отношение к этому. Если мы благодарим нашего Благодетеля, то у Него появляется желание продолжать нам помощь. Если же не благодарим, то и не получим ничего больше. Господь, несмотря на нашу неблагодарность и глубокое непонимание Его любви к нам, продолжает нас любить и посылать свои дары: жизнь, пищу, кров над головой, чистое небо и воздух. Весь мир подарен Богом каждому из нас. Апостол пишет так: все Бог нам дал изобильно для нашего наслаждения. Весь мир дан нам, чтобы мы радовались. Давайте же будем радоваться и всегда помнить о благодарности!
Спаси вас Христос!