Проповедь о. Дмитрия Михайлюка от 5 февраля 2023 г.
Дорогие братья и сестры, сегодня Церковь прославляет всех новомучеников и исповедников в Земле русской. Тех, которые засвидетельствовали свою верность и любовь Господу Иисусу Христу, и которые погибли в братоубийственной войне век назад, когда наше отечество разделилось на разные кусочки и не только географически, но и внутри каждого народа.
Кто был за кого? Кто-то хотел построить новое общество, основанное на безбожии. Кто-то хотел вернуть старое, не зная какое. Кто-то сотрудничал со всякими англичанами и французами, которые стремились нашу страну поделить, разделить, ослабить, кто-то сотрудничал с поляками, и западная Украина, Белоруссия – они стали польскими, вплоть до Первой мировой войны. Кто-то говорил, мол, мне никто не нужен, а я вот здесь своими войсками кусочек завоевал и буду стрелять, и вешать всех тех, кто мне не подчиняется: всякие батьки Махно и прочие атаманы красные, зелёные, белые, синие и прочие, как они себя называли, маркировали, говорили, мол, «я здесь власть! И надо мной никого нет!»
Люди разделились и убивали друг друга, потому что кто-то их не поддерживал. Стоило заподозрить кого-то, было ещё такое выражение:» А, этого? Пошлём его на луну!» - это значит расстрелять. И это легко делалось, это принималось решение прям над каждым простым человеком.
Кровь залила наше отечество. И в нашем отечестве были люди, которые сохраняли верность главному - главным ценностям, сохраняли верность не просто родине, но родине Небесной, отечеству - Царству Небесному.
Те люди, которые были неудобны любой из этих политических сил, те люди, которые не могли обожествлять власть никакую земную, те люди, которые любому могли сказать «над человеческой властью есть власть Божия», которые отстаивали принципы своей жизни даже до смерти, и могли понести не просто некое неудобство и лишения себя комфорта, но лишение себя жизни, ради того, чтобы не предать, ради того, чтобы не испачкать свое сердце мерзостью лжи, клеветы, преступления, предательства - они сохранили свои души в чистоте, даже если их тело было убиваемо.
И таких новомучеников мы сегодня прославляли. И их огромное количество. Мы в молитве слышали, что это были князи и княгини, и простые люди (миряне), и священники, и монахи где-то в монастырях, которых убивали только за то, что они христиане, только за то, что они священники или епископы, только за то, что они, может быть, монахи или прихожане какого-то храма.
Очень быстро многих священников перестреляли и репрессировали, и храмы остались пустые, и прихожане становились стеной и не давали взорвать и закрыть многие храмы. Многие храмы до нас дожили только потому, что многие миряне стали стеной. Кто-то из них за это был репрессирован, кто-то не пережил гонений, кто-то был расстрелян на месте. Но многие храмы сохранились потому, что люди выступили против безбожной власти, не щадя своей собственной жизни. Это действительно подвиг. Это действительно поступок человека не просто мужественного, а человека героического.
И получается, что героями стали домохозяйки, учителя, рабочие на заводе, простые крестьяне, землепашцы – те, которые никогда себя героями не считали, те, которые и не думали, что им в жизни какой-то подвиг предстоит совершить - они просто жили по совести и старались исполнять заповеди Божии. И лишь когда пришли люди, которые решили отобрать у них самое сокровенное, самое ценное, самое важное - корову увели, землю отобрали, всех кулаков раскулачили – и ничего. Но когда трогали святыню, люди выходили и говорили: «Нет! Только через нашу смерть!» И многие из них погибали.
Но Бог поругаем не бывает. И сейчас мы знаем имена множества и множества святых людей, которые отдали свою жизнь за Христа и Евангелие.
И мы совершенно не помним имена тех убийц, которые своё имя не просто запятнали преступлениями, но вычеркнули их, свои имена, из страниц истории. Они нам не нужны и не интересны. Есть некоторые исключения, которые безбожная власть пыталась продавить: вот например, у нас есть метро Войковская, улица Войковская. Никто же не знает, кто такой Войков? Привыкли называть, но никто его не знает, что он убийца царской семьи, что он бандит и убийца, который убивал женщин и детей, который хвастался потом этим, который ездил потом в пионерские лагеря на собрания пионеров, комсомольцев с лекциями, с беседами: «Как я убивал царскую семью».
Теперь вы знаете. А до этого вы не знали, называли «метро Войковская» и спокойно ехали, и дальше будем ездить, попирать, так сказать, ногами его память. Но люди забыли о нём. Остались такие, властью удерживаемые, топонимы, чтобы мы не забыли, но нам на них всё равно, на этих людей – Бог их будет судить, а не мы.
Мы помним тех людей, которые сохранили верность, которые не пролили чужую кровь, которые отдали свою жизнь и которые сейчас в Царствии Божием, как воины Христовы, стоят и молятся за всех нас, за каждого из нас, и за всё наше отечество, которое, спустя век переживает очень похожие скорби и тяготы.
Пусть сегодня эта память каждого из нас мобилизует на борьбу, прежде всего, со злом и грехом в собственном сердце и собственной душе. Не идти к соседу и мучить его, что он не так живёт, и не возмущаться, допустим, каким-то неудобством от ближнего, вспоминая, что наши предки понесли скорбь и страдания гораздо тяжелейшие, чем мы сейчас можем иметь, и они этого не испугались. А мы иногда не можем понести скорби и тяжесть от нашего ближнего, который не так на нас посмотрел, не таким тоном нам что-то сказал, не то сказал, не вовремя сказал, или не сказал, что мы хотели. И мы обижаемся, и злимся, и раздражаемся, и недовольны.
А некоторые говорят: ну как мы будем жить в таких тяжелейших условиях, когда все нас, меня вот лично, хорошего такого, все плохие вокруг ненавидят? Но это признак слабого человека, у которого нет духа, у которого нет любви, у которого нет, как говорил старец Паисий Святогорец, нет любочестия, который не стремится ко Христу, который не желает даже маленький, незаметный, микроскопический, но подвиг совершить.
Постараемся, чтобы в нашей жизни было место этому подвигу, постараемся, чтобы мы, начиная с малого, стремились к большему; чтобы мы, тренируясь, можно сказать, сейчас для наших ближних, уступая им, прощая им, благословляя их, добротворя им - готовили свою душу действительно к Царству Божию. Чтобы Христос жил в нашем сердце, чтобы Дух Святой почивал на нашей душе, чтобы наши пути были действительно управлены в Царство Божие.
Спаси вас Христос!
Благословение Божие да будет с вами.