Притча о милосердном самарянине
Дорогие братья сестры, сегодня за Литургией мы с вами слышали притчу о милосердном самарянине. Вы, кто ходит регулярно в храм, ее, наверное, знаете. Притча, которая рассказывает об обычных происходящих в нашей жизни вещах. Когда ты ждёшь, что будет в определённой степени именно так - у тебя почему-то не происходит ничего или с точностью до наоборот.
И притча не о том, что кто-то тебе обязан помогать, а притча эта - она о чуде в жизни.
Эта притча о вере человека.
Почему это так?
Потому что, если бы ход жизни человека всегда был бы ясен и понятен, то есть, ты делаешь что-то и имеешь какие-то определённые последствия, но мы с вами живём, и наши дела зачастую приводят к другим итогам. Почему это так?
Потому что есть мир духовный, есть Господь и есть тот, кто нас искушает.
Мы сейчас с вами слышали, когда песнопение «Отче наш» было: «Избави нас от лукавого». Дьявол искушает любого человека, уводит человека от Бога, постоянно всеивает в наши с вами души семя обиды, негодования, и мы с вами уходим от Бога.
Мы уходим с вами от добрых людей. Мы и в людях начинаем видеть какую-то греховность и настораживаемся.
И с годами, мы это с вами видим, часто люди уходят в какой-то некий «кокон», боясь даже помощь получить на старости лет, но находятся в обидах. И это вот ход движения «обычный и нормальный», когда человек со временем начинает бояться других людей, новых встреч, он испытывает неприязнь к этому миру. И тогда семя, посеянное дьяволом, взошло и дало определённый плод. И плод этот является грехом.
И жизнь человека разрушается.
И человек не видит в своей жизни радости, человек не видит в своей жизни других добрых людей. Но Господь призывает каждого из нас: «Возлюби ближнего твоего». И как мы можем любить ближнего, если мы на них начинаем обижаться?
Если мы на них какую-то напраслину возводим, что, мол, ты мне должен…, и дальше множество наших смыслов?
Почему это так?
Потому что есть семя греха, грех падшего Адама, который в каждом есть. И есть искуситель рода человеческого, как часть этого духовного мира бытия, который окружает нас. Поэтому про это не стоит забывать. Почему это важно любому человеку? Потому что без Бога тогда невозможно превозмочь ничего. Тогда искуситель рода человеческого будет побеждать в твоей жизни, и ты Царствие Божие не наследуешь. И здесь уже на земле ты получишь предвкушение адских мук. А ты должен испытывать радость от бытия, ты должен испытывать радость от общения с людьми, ты должен от этой жизни научиться Божиему проведению, определённому промыслу, Божиему благословению видеть в людях и в твоей жизни Божию благодать.
И именно она должна для нас быть радостью - общение с людьми, новые какие-то свершения, открывать свое сердце, чтобы видеть чудо в жизни и понимать, что в жизни не всё от тебя зависит. И не все, что ты просишь, нужно тебе. Потому что Отец Милостивый, Отец наш Небесный может дать больше, нежели мы с вами просим, мечтаем, чего-то хотим. Но вот даже получив нечто большее, искуситель рода человеческого в твою душу может посеять сомнения, недовольство и такую же обиду, мол, почему у тебя не произошло именно так, как ты хотел, почему это больше, и ты начинаешь видеть в нечто лучшем уже не благодарность, а что все пошло не так.
Поэтому, дорогие братья сестры, чтобы понимать правильные смыслы – нужно быть с Богом.
Нужно идти царским путём за Христом Богом нашим. Нужно поменьше искушаться. Нужно знать о том, что не все мысли, которые приходят в твою голову - верные.
Нужно к себе относиться, в том числе, критически. И к мыслям, которые приходят к вам, нужно также понимать: от Бога ли эта мысль? Или может быть от опыта вашего жизненного?
Но в жизни мы с вами - люди всегда ограниченные, у нас у всех есть определённые ограничения. И эти ограничения, прежде всего, заключаются в этой нашей природе - природе падшего Адама, которая и болезнует - мы с вами болеем, мы с вами немоществуем, а когда у нас болеет тело, то немоществует и дух. Мы с вами начинаем переживать, буквально нервничать. И от этого становится плохо и нам на душе, и людям вокруг.
Поэтому про это тоже нужно знать. Про то, что мы не просто состоим из плоти и крови, но у нас есть душа, которая либо будет наполнена Богом и смыслами Божественными, и стремлением в нужном направлении к Богу в отсечении своих каких-то греховных мыслей, либо же семя лукавого начнёт прорастать в нашей душе, мыслях, а дальше - в словах.
И чтобы расти духовно, мы с вами должны, конечно же, начинать делать определённые вещи.
Прежде всего – свою жизнь контролировать, именно соотнося ее с Церковной жизнью. Без Церкви невозможно наше спасение. Мы с вами можем уйти куда угодно, и нас искусит и уведёт в любую сторону враг рода человеческого. И именно в обиде на Церковь, бывает, и заключается начало страшного падения, и оно приведёт не к Царству Небесному.
Когда мы с вами слышим мысли, мы должны, конечно же, рассуждать. Мы люди, поэтому у нас есть различные эмоции. Мы с вами не можем не размышлять.
Но другое дело – нужно ли реагировать жёстко? Нужно ли реагировать жестоко? Нужно ли, нам с вами понимать, что часть наших эмоций будет всё равно проявлением нашей слабости человеческого естества? К примеру, когда человек не выспался, устал, болеет - здесь будет зависеть уже от нас - сделаю ли я следующий шаг навстречу либо к Богу (когда я свои уста остановлю и не скажу ничего плохого), либо я продолжу развивать грех, который во мне уже есть? И в этот мир вынесу уже не благословение, а нечто ужасное?
Поэтому свои слова, дорогие братья и сестры, старайтесь, пожалуйста, держать у себя внутри вашего мира, вашей головы определённым образом: старайтесь не нести в этот мир зло; старайтесь быть благовестниками слова Божиего, благовестниками Божественной благодати.
Сказать нечто осуждающее, укоряющее, найти на что обидеться - мы с вами сможем легко. А вот остановить свои уста - очень тяжело!
Но именно так, мы с вами духовно совершенствуемся и идём верным путём спасения.
Да поможет нам всем Господь, Аминь.
Иерей Олег Яньшин
Настоятель храма Николая Мирликийского в Тушине г. Москвы
Проповедь от 27 ноября 2022 г. в храме вмч. Георгия Победоносца в Куркино.