Проповедь о. Дмитрия Михайлюка от 17 апреля 2022 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.
Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником «Входа Господня в Иерусалим»! Он состоялся буквально за пять дней за Божией смертью. Но он был торжественным, он был радостным и для всего города и для апостолов - для всех. Но каждый вкладывал в эту радость свой особенный смысл. Господь радовался, видя людей, которые Его встречают. Он понимал, что Он идёт, на самом деле, на смерть, хотя Его превозносят как Царя израильского. Но Он все равно шёл. И радовался, видя, я думаю, больше всего, детские глаза. И каждый от Него чего-то хотел, своей какой-то корысти, а дети радовались бескорыстно. Дети радовались, просто видя Его и поддаваясь атмосфере праздника, и с любовью Его встречали. Апостолы шли стать министрами в новом царстве. Народ ожидал нового царя иудейского, который свергнет римское владычество, всех посадит евреев править миром. Что, наоборот, они всех завоюют и будут богаты и свободны. Кто чего хотел, тот того и ждал. И потом проходит несколько дней и разочарование, страшное разочарование. И эти же люди отворачиваются от Христа, они смеются над Ним, они кричат: «Распни Его!».
Но мы не будем их осуждать, потому что пройдёт совсем немного времени, и после воскресения Христова, после Пасхи Христовой многие из этих же людей примут весть о воскресении Мессии и станут христианами. А кто-то, из них же, сейчас кричащий: «Осанна!», через несколько дней кричащих: «Распни Его!», отдаст жизнь свою за Христа и станет мучеником христианства, возможно. Мы не знаем тайны человеческой души. Мы можем судить лишь краткий ее кусочек, то, что нам сейчас видно, нашему слепому зрению. И поэтому не можем и не должны никого осуждать в нашей жизни. Нам легко осуждать кого-то. Нам тяжело обсудить себя, свои поступки, свою злобу, свои страсти, свои зависти и прочее. Но других мы легко можем осудить. А этого не нужно. Потому, что человек меняется. И наша задача - самим меняться к лучшему. И жить так, чтобы люди вокруг нас, видя нашу любовь, нашу молитву, загораясь от неё, тоже менялись к лучшему.
А ещё, тоже очень важный, очень интересный урок: в основном встречали Христа люди неместные, некоренные, те, которые в Иерусалим приехали на праздник Пасхи. Их было очень много и они с радостью встречали Мессию, ну и часть иерусалимнян. Но многие с фарисеями, с первосвященниками, с сектантами, с саддукеями, они злоумышляли уже, они уже хотели Его убить. Знали ли они, что Господь воскресил Лазаря? Знали. И толпа знала. И многие из этих людей пришли встречать Иисуса, потому что Он воскресил умершего, пропавшего, 4 дня лежащего во гробе, от которого уже пахло неприятно. (Т.е. это не могла быть ни клиническая смерть, ни летаргический сон, тело стало разлагаться, и Он его восстанавливает целым). И Лазарь много десятилетий после прожил, будучи епископом, и состарившись, и умерев в глубокий старости. Они знали, что Господь его воскресил, и шли Его встречать с радостью.
А фарисеи, первосвященники, они знали, что Лазарь воскрес? Знали. Встречали они с радостью Иисуса? Нет!
А что они решили? Они положили на своём совете убить и Лазаря. Чтобы не было не только Иисуса - Мессии, но и никаких свидетельств их чудес.
Потому что сказали бы: «Ну, вот же Лазарь. Я его видел умершим. Я его видел похороненным и я его вижу живым». А когда Он тоже мёртв - мало ли, кто что сказал. Они говорят: «Убить и Лазаря!»
Они всем своим сердцем, всей своей душой, всей своей волей пошли против истины, против правды. За ложь, за дьявола.
Иногда приходится видеть людей, которые знают, что лгут, и они лгут. И они знают, что многие люди слышат их, и понимают, что это ложь, и их это не смущает никак. Потому что мы с ложью срослись и свыклись. Мы сами лжём. Мы лжём ближним, зачастую даже не понимаем, зачем. Просто вырвалось.
-Кто какую рыбу поймал?
-Я вот такую.
-А я в-о-о-о-о-т такую! - в 5 раз приврал.
Зачем? Ну, для чего? Ну все же понимают, все делят на 4, а я на 5 приврал. Значит все равно, в мою пользу будет.
Иногда ложь вырывается неосознанно: Ты там был? - Не был. А сам был. Ты это брал? - Не брал. А я то брал. И она вылезает автоматически, она живет в нашем сердце, мы не хотим от неё избавляться. Мы лжём самим себе, когда говорим, что нам не в чем каяться, не о чем молиться, что у нас все хорошо, что Бог обязан нас помиловать, что мы, в принципе, все заповеди соблюдаем, что мы в принципе, каких-то тяжких грехов не совершаем. Это ложь себе. Это слепота духовная. Это не желание посмотреть вглубь нашей души и провести работу над собой.
От неё нужно избавляться. И не идти - самое страшное.
Когда мы видим истину, и мы идём против неё - мы становимся богоборцами.
Сейчас есть кучка активистов, которая активно борется с самыми разными способами против Ххама, чтобы мы тут не строились. И вот знаете, почему одни люди - соседи, против храма, знаете, почему? Потому что они хотят, чтобы здесь была парковка, им не хватает места для парковки. И они против храма. А другие люди против храма, потому что они боятся, что здесь будет парковка. Здесь встанет храм и к нему будут приезжать машины ставить. Они не хотят, чтобы была парковка. И они тоже против храма.
И они, получается, друг против друга.
Но все вместе – против Бога.
А почему так получается? Потому, что есть люди, которые вводят в заблуждения. Которые тем или иным вопросом: «А давайте за парковку? А давайте голосование против парковки? А давайте за храм? А давайте за дороги, а давайте против храма, а давайте против школы, а давайте за детский садик, а давайте за музыкалку, а давайте здесь встанет двадцатиэтажка новая? Квартиры купим, пока будет строиться. Очень классно!» - вводят в заблуждения.
Ложь везде. Ложь постоянно. А человек рад обманываться. Потому что он сам лжив. Потому что мы лжём и себе, и людям. И мы также обманываемся, легко. А выход из этого один – идти за истиной. Стараться жить с Богом. Стараться поступать по совести в каждый момент своей жизни, в каждом своем деле. Жить по совести. Даже если я на работе работаю, я должен работать добросовестно, а не тяп-ляп. Это тоже черта православного христианина. Должна быть, по крайней мере. Если я хожу в храм, бью поклоны, а к своей конкретно работе отношусь «спустя рукава», какой я христианин? Совесть моя обличит меня. Поэтому второй урок, из тех, о которых мы сегодня говорим, это - быть честным, не идти против истины. А идти за Христом, где бы мы Его не увидели, в каком бы положении Он ни был. И чем бы нам не грозило следованием за Ним. Тогда мы действительно будем любимыми чадами Божиими. Тогда мы действительно будем достойным такого великого звания, такого великого дара, как православие, как христианство, как жизнь вечная, которую все мы хотим. К которой все мы стремимся. И которую нам ожидать. И которая с любовью нас ожидает, если мы будем того достойны.
Спаси вас Христос . Благословение Божие да будет с вами.